Какие сайлентблоки лучше: резиновые или полиуретановые
Подвеска автомобиля играет важнейшую роль в обеспечении комфорта и безопасности во время эксплуатации трaнcпортного средства. Потому для каждого автовладельца важно, чтобы конструкция этого узла состояла из качественных материалов и надёжных компонентов. На отечественных дорогах этот вопрос особенно актуален, поскольку качество покрытия во многих регионах и городах оставляет желать лучшего. Из-за него элементы подвески машины испытывают серьёзные нагрузки, результатом которых нередко становится выход из строя узла. Потому производители начали разpaбатывать новые решения, способные повысить надёжность и продлить срок службы подвески при эксплуатации машины в тяжёлых условиях. Результатом работы стало появление на рынке полиуретановых сайлентблоков, которыми предложили заменить стандартные резиновые изделия для ходовой части. У автомобилистов возник закономерный вопрос относительно того, какие из сайлентблоков лучше и что следует устанавливать на свою машину. Для поиска объективного ответа нужно разобраться в самом устройстве и принципе работы сайлентблоков, а также изучить сильные и слабые стороны двух материалов.
Особенности сайлентблоков и принцип их работы
Сайлентблок, вне зависимости от использования в нём резины или полиуретана (ПУ), является элементом подвески, который представляет собой шарнир. Он состоит из 3 элементов:
- внутренней стальной втулки, имеющей толстые стенки;
- наружной оболочки из металла;
- прострaнcтва между ними, которое заполняется эластичными материалами.
Этот шарнир часто называют сухим. Такое обозначение обусловлено тем, что в нём не используется смазка. Передние, а также в некоторых случаях задние колёса авто монтируются к кузову по принципу стойка – рычаг. Для гашения колебаний, вызванных неровностями дорог, рычаг проворачивается по своей оси. Это становится возможным благодаря сайлентблокам. Внешняя оболочка этих элементов запрессовывается в рычаг, а внутренняя втулка устанавливается на ось. С двух сторон его зажимают с помощью гаек. Это позволяет намертво зафиксировать металлическую составляющую шарнира и не давать ему проворачиваться во время движения трaнcпортного средства.
Подобный принцип фиксации позволяет узлу выполнять одновременно две функции:
- Главная задача. Сайлентблоки обеспечивают рычагу движение по оси без трения при отсутствии смазки. Это основной принцип действия элементов, поскольку наружные и внутренние втулки могут поворачиваться относительно друг друга, используя только эластичность материала, который расположен между ними.
- Вторичная задача. Она состоит в смягчении и отражении незначительных ударов, которые приходятся на подвеску. Это не даёт силе удара передаваться на рулевое колесо. Здесь далеко не последнюю роль выполняет эластомер, то есть материал, заполняющий прострaнcтво между внутренней и наружной втулкой.
Сейчас среднюю часть шарнира изготавливают из резины и полиуретана. Резина основана на синтетическом каучуке. При применении резины её приваривают к втулкам методом вулканизации. А полиуретановые изделия впрессовывают и фиксируют между оболочками из металла, благодаря чему они не проворачиваются.
В основном сайлентблоки выходят из строя по нескольким причинам:
- естественный износ;
- низкое качество изделий;
- агрессивное вождение;
- воздействие погодного фактора;
- несоответствие сайлентблоков конструкции подвески автомобиля;
- неправильная установка.
Всё это приводит к тому, что автовладельцу требуется обязательно поменять элементы. Для этого следует выбрать между резиновыми и полиуретановыми вариантами, сопоставив их сильные и слабые стороны.
Преимущества и недостатки
Для определения того, какие из сайлентблоков лучше – резиновые или полиуретановые, следует внимательно изучить сильные и слабые стороны двух вариантов. О положительных качествах резины, которую используют при производстве сайлентблоков, известно давно. Основными плюсами называют эластичность и свойство обеспечивать хорошую амплитуду колебаний для рычагов. Это способствует удлинению хода подвески автомобиля. Особенно высоко оценили это преимущество владельцы внедорожников, на колёса которых воздействуют повышенные нагрузки, и им приходится сильнее вывешиваться для преодоления разных сложных участков.
Распродажа новых автомобилей Скидки на новые автомобили 2019 и 2019 года выпуска.Кредит 6,5% и рассрочка 0% www.riaavto.ru Подробнее
Также резинометаллические сайленты достаточно мягкие. Такая особенность позволяет защищать кузов от воздействия вибраций и мелких ударов. В результате водитель и пассажиры получают столь важный комфорт. Те, кто ставил себе резиновые сайлентблоки, знают, что они лучше ещё и в таком компоненте, как стоимость. Если выбирать, какие изделия предпочтительнее сугубо их ценового критерия, то неоспоримым лидером здесь будет резина.
Но, помимо объективных достоинств, вместе с ними вы столкнётесь с весомыми недостатками. А именно:
- постепенно по мере эксплуатации резина высыхает, трескается и разрушается;
- существенно сократить срок службы резиновых изделий способен контакт с разными нефтепродуктами и химическими реагентами (езда зимой по дорогам, которые посыпают специальными составами для борьбы со льдом и снегом);
- при износе элементов сайленты становятся мягче, машина ведёт себя нестабильно, может отклоняться от прямолинейного движения.
Теперь о том, насколько хорош полиуретан, из которого делают сайлентблоки. Постараемся узнать, что лучше. Полиуретан является более современной разработкой, чем резина. Это искусственный полимерный материал, который не боится:
- влаги;
- щелочей;
- масел;
- нефтепродуктов;
- химикатов и реагентов.
В течение всего эксплуатационного периода полиуретановые сайлентблоки, установленные на подвеске автомобиля, не меняют показателей своей влажности. Это открывает такое важное достоинство, как отсутствие эффекта рассыхания, актуального для резиновых элементов. По показателям твёрдости полиуретан превосходит резину. За счёт этого сайленты получают более высокую жёсткость, одновременно улучшая управляемость трaнcпортным средством.
Хотя ПУ сайлентблоки не такие идеальные. Здесь тоже есть свои объективные недостатки, на которые потребителям следует обращать особое внимание:
- Если на дорожном полотне присутствуют мелкие неровности, водитель будет сильнее их ощущать на руле. Всё же резина действует мягче и эффективнее гасит эти удары.
- Вибрации от неровной дороги передают нагрузку на элементы кузова автомобиля. Это становится причиной их преждевременного износа, сокращения срока службы.
- Полиуретан не может предоставить длинный ход для подвески автомобиля, что объясняется меньшим показателем эластичности материала в сравнении с резиновыми аналогами.
- Если температура окружающей среды опускается ниже отметки -20 градусов Цельсия, полиуретан открывает своё слабое место. Этот материал начинает дубеть, что приводит к появлению трещин и дальнейшему разрушению под действием естественных нагрузок.
Как рассказывают сами автомобилисты, бывали случаи, когда под воздействием сильных морозов сайлентблоки на основе полиуретана проворачивались. Вставки не выдерживали такой температурной нагрузки, из-за чего происходило их проворачивание внутри втулок из металла. Итогом такого явления становился сильный скрип. Но всё же самым главным недостатком, хаpaктерным для полиуретана, является стоимость таких сайлентблоков. Если посмотреть на предложения рынка, то можно выявить, что изделия из ПУ стоят обычно в несколько раз дороже, нежели аналоги из привычной для большинства из нас резины. Интересным остаётся тот факт, что основное распространение полиуретановые сайлентблоки, реализуемые в виде запчастей для автомобилей, получили только в России и странах СНГ. При производстве новых машин в нашем государстве и за рубежом их продолжают с завода комплектовать резинометаллическими видами шарниров. Потому полиуретановые аналоги хоть и считаются более современной разработкой, по факту они не получили широкого распространения.
На чём остановить свой выбор
Сейчас сайлентблоки из полиуретана позиционируют как современную и высокотехнологичную разработку. Но прежде чем устанавливать тот или иной сайлентблок, следует узнать про некоторые особенности и предостережения касательно их применения. Какой вариант будет лучше конкретно для вас, зависит от ситуации. Потому старайтесь отталкиваться от индивидуальных особенностей эксплуатации машины и самого трaнcпортного средства. Специалисты отмечают, что резиновый шарнир может применяться и использоваться на машинах любого класса и при самых разнообразных условиях эксплуатации. Если у вас есть некоторые сомнения относительно выбора, прислушайтесь к следующим советам.
- Эластомер на основе полиуретана хорошо показывает себя в работе на легковых автомобилях, у которых имеется короткий ход подвески. Чтобы раскрыть весь потенциал материала, рекомендуется эксплуатировать машину в условиях города и на ровных дорогах.
- Если вы проживаете в северном регионе, где преобладает холодная зима с сильными падениями температуры, резиновый сайлентблок станет лучшим решением. При таких обстоятельствах полиуретановый аналог быстро утратит свою работоспособность и приведёт к повреждениям подвески вашего автомобиля. С морозами резина справляется лучше, хотя менять сайлентблоки придётся чаще.
- На автомобилях, которые хаpaктеризуются большим ходом подвески, полиуретановые изделия не будут полноценно справляться со своими задачами. Особенно это касается условий с плохими дорогами. Потому владельцам кроссоверов и внедорожников рекомендуется остановить свой выбор на традиционных резинометаллических конструкциях. В противном случае, при установке изделий из ПУ, эластичности этого материала не хватит, чтобы повернуть рычаги. Как результат, вставка начнёт проворачиваться на втулке и появится сильный скрип.
- Подделки. Ещё одной распространённой проблемой выбора становится большое количество фальшивок, которые продаются под видом высококачественных изделий от известных производителей. Потому старайтесь покупать сайленты только у проверенных и сертифицированных продавцов.
При грамотном выборе втулки смогут служить долго, эффективно и надёжно, доставляя минимум проблем подвеске и обеспечивая комфортную езду на вашем автомобиле.
Что говорят критики
Важно понимать, что не всегда слова производителя соответствуют действительности. Потому полностью полагаться на обещания в рекламе или верить официальным представителям тех или иных производителей сайлентблоков не стоит. Поскольку полиуретан обходится дороже резины, изготовители первых изделий стараются всячески поднять интерес к своей продукции, выставить её в лучшем свете и показать превосходство над резинометаллическими конкурентами. Но сами автовладельцы признают, что появление на рынке ПУ сайлентблоков не стало каким-то выдающимся прорывом. Часто их критикуют и детально обсуждают. И тому есть несколько объективных причин.
- Искусственный материал, которым является полиуретан, обладает превосходными показателями прочности. Это производители называют одним из главных достоинств изделий. Но вместе с тем повышенная твёрдость открывает важный недостаток. Из-за неё подвеска становится намного жёстче.
- Полиуретан не даёт такой же мягкости хода автомобилю, как резинометаллические шарниры. Потому водитель и пассажиры будут ощущать все кочки и неровности, которые преодолевает трaнcпортное средство. Из-за этого водители, которые привыкли ездить мягко и с комфортом, при переходе на ПУ шарниры быстро меняют своё мнение, возвращаясь к традиционным резинометаллическим изделиям. Но некоторые успешно привыкают к изменению поведения подвески. Так что здесь не всё так однозначно.
- ПУ демонстрирует отличные показатели на сжатие и растяжение. Но в скручивании этот материал существенно уступает конкуренту. Из-за скручивания процесс разрушения материала значительно ускоряется. А ведь для ходовой части машины подобные виды нагрузок не редкость.
- Вечный вопрос стоимости. Если водитель привык экономить и считать буквально каждый рубль, затраченный на содержание и обслуживание своего автомобиля, ценники на полиуретановые сайлентблоки ему явно не понравятся. Стоимость отличается порой в 4 – 5 раз. Вместе с тем вы не получаете уверенности в том, что такая запчасть прослужит намного дольше и эффективнее. Потому экономный автомобилист решит взять себе ПУ шарнир разве что из-за грамотной политики рекламной кампании, либо сугубо ради эксперимента.
Если мы говорим про ровные дорогие, умеренный климат и легковые автомобили, то здесь к полиуретану в качестве составляющей сайлентблока претензий нет. Материал ведёт себя хорошо, показывает свои самые лучше свойства и хаpaктеристики. Но в более актуальных для России и стран СНГ условиях, где наблюдаются сильные морозы в отдельных регионах, от дорог осталось только название на некоторых участках, то ничего лучше резины вы не найдёте. Потому с прицелом на наши условия эксплуатации объективно большим числом преимуществ обладают резинометаллические изделия. Но в отдельных ситуациях более высокая стоимость полиуретановых аналогов может себя оправдать. Потому выбирать следует, исходя из конкретной ситуации.
3.2.4. Всасывающий коллектор ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Если коллектор отсоединяется только для снятия головки цилиндров, то отверните болты и......
11 05 2024 22:31:59
Прокачка тормозной системы Прокачку тормозной системы производите в защитных очках. При случайном попадании тормозной жидкости в глаза немедленно......
10 05 2024 4:26:36
12.21. Внешние зеркала заднего вида Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Зеркало заднего вида с ручной регулировкой 1. Снимите резиновый защитный чехол......
09 05 2024 23:55:54
Снятие и установка привода отопителя/замена лампы ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Освещение переключателя осуществляется световодом, имеется только одна лампа......
08 05 2024 10:28:23
Оборудование салона Снятие и установка панели приборов и главного вещевого ящика Компоненты панели приборов 1 — Усилительная штанга 2 — Возвратная......
07 05 2024 20:20:40
10.2.5. Коробка передач 10.2.5.1. Снятие АКПП ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите провод массы с аккумулятора. 2. Снимите воздушный фильтр. 3. Отсоедините шину......
06 05 2024 19:22:19
Устранение неисправностей Виды износа шин Изношенные с внешней стороны передние шины не являются чем-то необычным на Renault 19. Причиной этого является......
05 05 2024 18:39:53
Приборы и оборудование Приборы управления - основные сведения Приборы управления, как, например, спидометр или указатель запаса топлива, сконцентрированы......
04 05 2024 4:12:58
8.6. Разборка и сборка автоматических коробок передач ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Сборка/ разборка главной передачи 089 1. Регулятор 2. Уплотнительное кольцо 3.......
03 05 2024 7:33:59
9.5. Тормозной механизм переднего колеса типа FS III 9.5.1. Замена тормозных колодок ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Передний тормозной механизм типа FS III 1 – наружная......
02 05 2024 12:26:31
Покупка автомобильных аксессуаров сегодня не представляет труда. В любом магазине представлен широчайший ассортимент салонных ковриков....
01 05 2024 10:25:40
9.13. Продольные штанги заднего моста Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднимите заднюю часть автомобиля. 2. Установите подставки под балку......
30 04 2024 7:15:24
Проверка состояния и замена свечей зажигания Проверка состояния и замена свечей зажигания (см. График текущего обслуживания автомобилей Subaru Forester )......
29 04 2024 13:43:54
Устранение неисправностей Амортизатор Вот некоторые признаки снижения эффективности работы амортизаторов: Вибрация рулевого колеса, так как колеса не......
28 04 2024 9:26:51
11.5. Воздушная самовыравнивающаяся подвеска ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение элементов воздушной самовыравнивающейся подвески на автомобиле Схема воздушной......
27 04 2024 6:23:53
14.10. Замена лампочек внутреннего освещения ПЕРЕДНИЙ ПЛАФОН И ПЕРЕДНИЕ СВЕТИЛЬНИКИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите рассеиватель, для чего......
26 04 2024 11:31:19
9.3.11. Передняя ведущая ось ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Передняя ведущая ось 1. Редуктор 2. Верхний рычаг подвески 3. Торсион 4. Амортизатор 5. Кулак 6. Ступица 7.......
25 04 2024 15:56:45
Снятие и установка фрикционных башмаков стояночного тормоза (модели с дисковыми тормозными механизмами задних колес) Компоненты привода стояночного......
24 04 2024 16:40:18
Визуальная проверка герметичности автоматической трaнcмиссии Утечки масла из коробки передач возможны в следующих местах. · Плоскость стыка блока......
23 04 2024 19:18:49
4.3. Ремонт, не требующий снятия двигателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ На двигателе, установленном в автомобиле, можно выполнить следующие операции: – проверку......
22 04 2024 8:49:33
Чтобы выяснить, какой прицеп лучше для легкового автомобиля, стоит внимательно рассмотреть хаpaктеристики таких приспособлений — именно об этом мы расскажем в статье....
21 04 2024 11:36:48
3.1.5.1.2. Головка блока цилиндров ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Прокладка головки блока цилиндров В случае вытекания масла из-под прокладки головки блока цилиндров......
20 04 2024 2:47:36
Снятие, установка и регулировка датчика-выключателя стоп-сигналов Снятие Датчик-выключатель закреплен на кронштейне педали ножного тормоза. ПОРЯДОК......
19 04 2024 9:20:59
Двигатели DOHC Общая информация Данная Часть Главы посвящена не связанному с извлечением из автомобиля (in situ) ремонту двигателя V6 DOHC серии VQ30DE......
18 04 2024 14:20:53
2.17.1. Правила соблюдения чистоты при работе с системой питания ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ При проведении работ в системе питания необходимо тщательно соблюдать......
17 04 2024 22:16:47
4.4. Снятие и установка термостата ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ДВИГАТЕЛИ OHC Насос системы охлаждения и термостат двигателя OHC 1 – корпус термостата, 2 – прокладка,......
16 04 2024 5:42:41
14.6.8. Система управления двигателем Zetec (16V) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ МОДЕЛИ ВЫПУСКА ДО 1995 Г. 6– датчик температуры воздуха во впускном коллекторе; 23 –......
15 04 2024 4:22:59
Снятие и установка двери задка (Универсал) Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Отсоедините отрицательный кабель (-) аккумуляторной батареи. Соблюдайте указания......
14 04 2024 22:28:35
Схемы электрических соединений Во всех приведенных ниже электрических схемах применены следующие обозначения цветов электропроводки: Буквенное......
13 04 2024 1:38:34
12.4. Рулевая колонка без гидравлического усилителя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Рулевая колонка 1 – кнопка включения звукового сигнала; 2 – шайба и гайка; 3 – рулевое......
12 04 2024 0:55:54
Поиск причин отказов электрооборудования Описанные ниже процедуры позволяют произвести общую диагностику состояния главных электрических контуров, однако......
11 04 2024 20:57:31
3.2.23. Проверка коренных и шатунных подшипников ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Виды износа коренных и шатунных подшипников A. Царапины из-за попадания грязи B.......
10 04 2024 21:14:21
23.1. Техническая хаpaктеристика Передняя подвеска Тип Независимая с витыми цилиндрическими пружинами, телескопическими амортизаторами и стабилизатором......
09 04 2024 18:27:10
1.3.3.6. Стопopный механизм двери багажного отделения ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Стопopный механизм двери багажного отделения 1. Рычажок стопopного механизма 2.......
08 04 2024 9:27:30
8.4. Снятие и установка рулевой колонки Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Установить колеса автомобиля в положение для езды вперед. 2. Снять верхний и нижний......
07 04 2024 20:21:25
Уход за виниловыми элементами отделки Не следует пользоваться при чистке виниловых панелей детергентами, каустической содой, или очистителями на нефтяной......
06 04 2024 16:48:39
Работа кондиционера Компрессор охлаждения приводится в движение через клиноременную передачу от коленчатого вала двигателя. Он сжимает рабочий газ......
05 04 2024 15:42:27
Снятие, разделение и установка на место двигателя и трaнcмиссии Снятие Двигатель может быть извлечен из автомобиля только в едином блоке с трaнcмиссией;......
04 04 2024 11:33:17
2.1.2. Текущее техническое обслуживание ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Вид двигательного отсека моделей с двигателем DOHC объемом 2,0 л 1. Колпачок заливной горловины......
03 04 2024 19:27:13
4-цилиндровые дизельные двигатели Общие сведения Дизельный 4-цилиндровый двигатель 1.9 л TDI 1 — Распределительный вал 2 — Блок насос-форсунка 3 —......
02 04 2024 4:15:21
Замена батареи/лампы ключа с подсветкой СНЯТИЕ ВНИМАНИЕ При снятии батарей проверьте, указана ли на батарее полярность. Если полярность не указана,......
01 04 2024 18:38:59
Снятие и установка датчика уровня двигательного масла Двигатели 1.4, 1.6 и 1.8 л Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Взведите стояночный тормоз, поддомкратьте......
31 03 2024 8:54:46
11.2.4. Все методы ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. После завершения процесса прокачки сильно нажмите на педаль тормоза, при этом она должна пройти около половины......
30 03 2024 17:12:21
3.3.2. Проверка датчика вращения коленвала ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ На датчике должно быть 2 напряжения: – +12 В постоянное от батареи; – 5 В от процессорного......
29 03 2024 18:21:25
Снятие и установка приводных валов колёс При повреждении наружного, расположенного со стороны колеса, шарнира равных угловых скоростей соответствующий......
28 03 2024 12:22:46
13.5. Реле ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Схема расположения пpeдoxpaнителей и реле А. Левый порожек 1 – электронный блок управления противобуксовочной системы В. Блок......
27 03 2024 9:44:48
13.5. Проверка вакуумного усилителя тормозов ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Запустите двигатель и через 1–2 минуты остановите его. Нажмите педаль тормоза с......
26 03 2024 8:25:30
10.3.1.4. Стабилизатор поперечной устойчивости передней подвески Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите передние колеса. 2. Снимите поперечину......
25 03 2024 8:15:32
12.2. Виниловая отделка ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Никогда не очищайте виниловую отделку при помощи моющими средствами, каустическим мылом или очистителями на основе......
24 03 2024 17:33:41
12.5. Прерыватели указателей поворотов/ аварийной сигнализации ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение На этих моделях установлена воздушная подушка безопасности.......
23 03 2024 2:22:17
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::