Ремонт и эксплуатация автомобиля Ауди 100/А6 – 14.9.1. Как работает кондиционер
14.9.1. Как работает кондиционер
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Стандартная система кондиционирования состоит из нескольких рабочих узлов, соединенных между собой герметичной системой трубок. Она заполнена хладагентом, который переходит из жидкой формы в газообразную и обратно, перенося тепло из салона.
Самой важной деталью, от которой зависит эффективность работы кондиционера, является регулирующий вентиль, который установлен на испарителе, размещенном в салоне автомобиля. Хладагент в виде жидкости под высоким давлением поступает через регулирующий вентиль в испаритель, где разбрызгивается в виде газо-капельной смеси (тумана). Регулирующий вентиль может быть игольчатым или типа диафрагмы. Мы будем рассматривать первый вариант.
Внутри игольчатого вентиля есть маленькое отверстие, а расположенная в отверстии иголка способна больше или меньше перекрывать его, изменяя таким образом эффективное сечение. Игла приводится в действие от термодатчика, помещенного внутри испарителя.
Жидкий хладагент, проходя через маленькое отверстие в вентиле, испаряется и превращается в газ под низким давлением. Этот процесс сопровождается резким падением температуры. Чем меньше отверстие, тем холоднее становится халадагент, то есть температуру в испарителе можно регулировать, вводя или выводя иглу из отверстия. Температура поверхности испарителя должна быть близка к точке замерзания воды, но не ниже ее, иначе на испарителе будет образовываться лед, что затруднит движение воздуха и передачу тепла хладагенту.
Как уже говорилось, вместо игольчатого вентиля иногда, устанавливается диафрагма. В ней нет движущихся частей, поэтому расход хладагента в испаритель не регулируется, но подача его контролируется при помощи термореле или реле давления. Превратившись в газ низкого давления, хладагент проходит по испарителю (теплообменнику) и отбирает тепло у воздуха в салоне. Для большей эффективности этого процесса теплообменник снабжен ребрами. Содержащаяся в воздухе влага конденсируется на внешней поверхности теплообменника и сливается вне салона. Воздух, пройдя через теплообменник, возвращается в салон более холодным и сухим.
Накопленное хладагентом тепло необходимо отдать в атмосферу, для чего хладагент с помощью компрессора направляется в конденсатор (это еще один теплообменник, расположенный обычно в передней части автомобиля).
Компрессор, задача которого – прогонять хладагент по трубкам системы, перенося тепло с низкого температурного уровня на более высокий, работает по принципу насоса и приводится ремнем от двигателя через электромагнитную муфту, чтобы кондиционер можно было отключать. Когда компрессор работает, он создает разрежение, которое "высасывает" газообразный хладагент из испарителя.
Внутри компрессора давление хладагента повышается, и он поступает в конденсатор, но уже в виде газа под высоким давлением. В конденсаторе газ превращается снова в жидкость, при этом содержащееся в ней тепло рассеивается с поверхности конденсатора в атмосферу.
Из конденсатора хладагент – уже в виде жидкости под давлением – снова подается на регулирующий вентиль, и цикл повторяется.
Дополнительные "примочки"
На пpaктике в описанную базовую схему входят еще кое-какие узлы, в частности, ресивер-осушитель, который часто (но не всегда) монтируется между конденсатором и регулирующим вентилем. Это устройство (его иногда называют "аккумулятором") фильтрует хладагент и удаляет из него влагу. Иногда осушитель снабжается цветовым индикатором, который показывает, когда его пора заменить (это значит, что он набрал максимум влаги). В систему трубок (между конденсатором и испарителем) иногда встраивают смотровое стекло, и тогда можно наблюдать за состоянием хладагента (наличие ненужных пузырьков и т. д.).
В систему кондиционирования входят также нагнетатель, прогоняющий воздух через испаритель, и вентилятор с термостатом, повышающий эффективность работы конденсатора. Обычно в систему входит также датчик давления с выключателем. Он расположен рядом с ресивером-осушителем и управляет работой компрессора и вентилятора конденсатора, а также поддерживает оптимальное давление в системе (разное для разных систем).
В большинстве систем над испарителем крепится еще и нагревательный элемент. Поток воздуха с помощью "смесительной заслонки" распределяется между испарителем и нагревателем так, чтобы придать ему желаемую температуру.
А как с экологией?
До недавнего времени в автомобильных кондиционерах применялся фреон R12. Потом было установлено, что содержащиеся в нем хлорфторуглероды губительно воздействуют на озоновый слой, поэтому сейчас выпускать R12 в атмосферу запрещено. К тому же, под воздействием открытого пламени R12 выделяет cмepтельный газ фосген. Пока еще разрешено заполнять им кондиционеры прежних выпусков, как разрешается и эксплуатация этих кондиционеров.
Соответственно, цена на фреон R12 повышается на 5–10% в месяц. В конце концов она станет такой, что "перезаряжать" старые системы станет просто разорительно. Уже сейчас фреон R12 стоит на Западе $150 за килограмм, а два года назад стоил $65 . В современных системах используется более "экологичный" хладагент – R134А.
Системы, рассчитанные на R134A, устроены так, чтобы при обслуживании и ремонте не было утечек. Для этого в нужных местах установлены специальные клапаны и другие приспособления.
Теоретически, R134А можно закачать и в старый кондиционер, внеся соответствующие изменения. Однако, этот хладагент процентов на 15 менее эффективен, чем R12, поэтому кондиционер старого типа будет с ним работать хуже. Кроме того, существует еще одна проблема: хладагент R134А просачивается, хотя и слабо, через шланги, сделанные из чистой резины. Для этого вещества необходимы специальные шланги с внутренней нейлоновой оплеткой. В то же время в старых системах применяются так называемые "заершенные" соединительные штуцеры, которые способны прорвать эту оплетку. Одним словом, на данный момент выгоднее пользоваться старым хладагентом.
Вообще-то, существуют так называемые "заместительные" хладагенты, предназначенные для замены R12 и не требующие дорогой переделки системы на R134А, но, как говорят специалисты, их нельзя и на пушечный выстрел подпускать к кондиционеру. Некоторые из этих веществ содержат бутан, который может воспламениться внутри системы, кроме того, он погубит тестовое оборудование.
Если вы хотите перейти с R12 на R134А, то лучше всего поменять вместе с хладагентом масло (минеральное на синтетическое) в системе, установить новый ресивер-осушитель, сменить резиновые шланги и проверить работу всех узлов. Тогда есть надежда, что система будет работать удовлетворительно.
12.6.2. Снятие и установка Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Ослабьте болты крепления колеса, затем поднимите соответствующую часть автомобиля и закрепите на......
19 05 2024 17:20:56
11. Подвеска 11.1. Введение ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Элементы передней подвески 1 – стабилизатор поперечной устойчивости 2 – зажимы крепления стабилизатора 3 –......
18 05 2024 5:42:36
Система Parktronic (PTS) PTS обеспечивает водителя информацией о расстоянии автомобиля до препятствия. При движении передним ходом активируются только......
17 05 2024 7:15:23
9.1.12. Продольная штанга Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднимите заднюю часть автомобиля и установите на подставки. Снимите колесо. 2. Чтобы отсоединить......
16 05 2024 6:24:40
Проверка исправности функционирования и обслуживание систем отопления и кондиционирования воздуха Система кондиционирования Система кондиционирования......
15 05 2024 3:42:19
Топливный аккумулятор На моделях с 5-цилиндровым двигателем и системой впрыска KE-III-Jetronic внизу на защитном фланце топливного бака расположен......
14 05 2024 0:33:33
18.40.1. Торсионы крышки багажника ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Торсионы крышки багажника (кузов седан) 1. ПОДПОРКА 2. ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ КРОНШТЕЙН 3. ТОРСИОН 4. КРЕПЕЖНАЯ......
13 05 2024 6:55:10
1.2.15. Шины и проверка давления в шинах ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Шины являются единственными частями автомобиля, которые постоянно находятся в контакте с дорогой,......
12 05 2024 13:52:46
Автолюбителям интересно и важно знать, что лучше: автомат или вариатор. Это две внешне похожие коробки передач, но отличающиеся по своей конструкции и принципу работы. Сравнение даст наглядно понять, какая КПП предпочтительнее по тем или иным параметрам и на чём в итоге остановить свой выбор....
11 05 2024 19:30:50
8.5. Замена передних тормозных колодок ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Обязательно производите замену всех колодок на одной оси автомобиля, даже если......
10 05 2024 7:32:12
17.2. Общая информация Для облегчения запуска холодного двигателя на дизельных двигателях устанавливается система предпускового подогрева, которая......
09 05 2024 23:17:52
Снятие и установка педали акселератора Бензиновые модели ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ В салоне автомобиля, с целью обеспечения доступа к педальной сборке,......
08 05 2024 22:26:16
Снятие и установка механической коробки передач (КП) Снятие механической коробки передач. Сзади КП подвешена только на одной траверсе (стрелка), которую......
07 05 2024 21:26:49
12.2. Электросхемы 12.2.1. Введение ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Первая буква указывает на основной цвет, вторая – на цвет полоски. Обозначения цвета изоляции проводов......
06 05 2024 18:55:49
Снятие и установка генератора ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Генератор 1 – клиновой ремень 2 – генератор 3 – регулятор напряжения 4 – болты 5 – защитная крышка 6 – болты......
05 05 2024 9:12:52
Проверка затяжки болтов колес ПРОВЕРКА 1. Снимите колпак колеса (где имеется) и слегка ослабьте каждый болт колеса. Поддомкратьте автомобиль и снимите......
04 05 2024 16:15:32
13.9.4. Снятие и установка цилиндра замка двери ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Замок и цилиндр замка двери ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять обивку двери. 2. Аккуратно снять......
03 05 2024 22:40:18
Снятие и установка поворотного кулака Составители настоящего Руководства рекомендуют заменять болты и гайки крепления поворотных кулаков вне зависимости......
02 05 2024 1:15:15
Снятие и установка двигателя OHC ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Снятие Двигатель вынимается из автомобиля без коробки передач. Для этого используется механизм......
01 05 2024 12:57:44
Каждый автовладелец должен следить за состоянием двигателя своего трaнcпортного средства и, в случае сильного загрязнения, промывать агрегат специальными веществами. Рассмотрим принцип выбора качественного промывочного масла....
30 04 2024 23:28:37
6.11. Вентиляционный клапан топливного бака (Motronic М 2.5) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Вентиляционный клапан топливного бака Клапан расположен на левой задней части......
29 04 2024 0:29:41
18.40. Крышка багажника (кузов седан) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Крепление крыши багажника к петлям (кузов седан) 1. БОЛТ (ПО 2 НА КАЖДУЮ ПЕТЛЮ) 2. РЫЧАГ ПЕТЛИ 3.......
28 04 2024 14:32:43
8.1. Механическая коробка передач ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Коробка передач типа ВЕ размещена в картере из алюминиевого сплава и прикреплена к левому концу......
27 04 2024 1:27:22
Проверка состояния и регулировка системы впрыска топлива Проверка В случае нарушения функционирования системы впрыска, в первую очередь следует проверить......
26 04 2024 20:27:39
Замена резиновых защитных чехлов ШРУСов приводных валов Чехол наружного ШРУСа ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите приводной вал (см. Снятие и установка......
25 04 2024 13:15:35
Снятие и установка датчика измерения массы воздуха (MAF) ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините отрицательный провод от батареи. Если установленная на......
24 04 2024 1:18:10
Шумоподавитель Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Отключите муфту шумоподавителя (1). Снимите шумоподавитель (1). 1 — шумоподавитель 2 — монтажный жгут двигателя......
23 04 2024 13:42:36
11.4. Биение колес ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднимите соответствующую часть автомобиля. 2. Установите измерительный наконечник индикатора часового типа на......
22 04 2024 9:38:58
5.5. Снятие и установка водяного насоса Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения и снимите провод массы с......
21 04 2024 22:21:52
2.5. Работы по техническому обслуживанию ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Сгруппированные по различным конструктивным группам автомобиля, ниже описываются все работы по......
20 04 2024 6:46:56
Замена боковых сальников заднего дифференциала Компоненты установки боковых сальников заднего дифференциала 1 — Прокладка 2 — Пробка заливного отверстия......
19 04 2024 13:17:39
Снятие и установка выпускных коллекторов Приступайте к выполнению процедуры только после окончательного остывания силового агрегата. СНЯТИЕ ПОРЯДОК......
18 04 2024 15:49:18
Снятие, установка и проверка состояния шестерни привода спидометра СНЯТИЕ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите сборку РКПП (см. Раздел Снятие и установка......
17 04 2024 12:46:33
14.20. Антенна ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Внешняя антенна 1 – мачта антенны; 2 – изолирующее основание с антенным усилителем; 3 – антенный провод, соединяющий......
16 04 2024 18:52:48
22.14. Односторонний клапан вакуумного усилителя тормозов Снятие Расположение соединительной гайки крепления вакуумного шланга к вакуумному усилителю......
15 04 2024 5:51:26
Проверка и регулировка зазоров клапанов Регулировка клапанных зазоров производится на холодном двигателе! Бензиновый двигатель Для выполнения данной......
14 04 2024 17:18:34
Снятие и установка поддона картера двигателя СНЯТИЕ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры, затем слейте с него......
13 04 2024 2:47:48
1.3. Подъем автомобиля ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Места для подъема автомобиля и зацепы для буксировки С помощью домкрата из оснащения автомобиля С каждой стороны......
12 04 2024 4:43:13
Проверка уровней жидкостей, контроль утечек Независимо от интервалов проверки по графику не допускайте, чтобы жидкости вытекали под автомобиль, такие......
11 04 2024 0:40:36
Снятие и установка рулевого механизма Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините отрицательный провод от батареи. Если установленная на автомобиле......
10 04 2024 9:31:35
2.2.3.5. Каждые 120 000 км или 2 года ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Винт удаления воздуха на шланге отопителя Винт указан стрелкой. Винт удаления воздуха на обводном......
09 04 2024 13:23:14
Разборка, проверка и сборка стояночного тормоза Компоненты стояночного тормоза 1 — Промежуточный рычаг 2 — Регулятор 3 — Направляющая пластина 4 —......
08 04 2024 9:37:46
Проверка исправности функционирования и восстановительный ремонт обогревателя заднего стекла Рабочий элемент обогревателя заднего стекла представляет......
07 04 2024 14:26:35
19.6. Управление системой кондиционирования воздуха ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Типовая схема системы KB А. ЖИДКОСТНЫЙ ТРУБОПРОВОД В. ЕМКОСТЬ С ПОГЛОТИТЕЛЕМ ВЛАГИ С.......
06 04 2024 16:30:52
4.11. Термостат двигателя DOHC 1 – болт, 15–20 Н•м; 2 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 3 – прокладка; 4 – кожух термостата; 5 – термостат; 6 –......
05 04 2024 7:15:57
5.6. Электромагнитный клапан очистки канистры с активированным углем Предупреждение Перед отсоединением промаркируйте вакуумные шланги для того, чтобы их......
04 04 2024 21:30:24
Перечень неисправностей Системы впрыска MPI/MPFI Неисправность Ее причина Чем помочь А. Холодный двигатель не заводится совсем либо очень плохо 1.......
03 04 2024 22:11:47
Регулировка угла схождения передних колес ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Схождения регулируется путем изменения длины рулевой тяги. Ослабьте контргайки на левой и......
02 04 2024 5:23:20
Корпус трaнcмиссии и гидротрaнcформатор 1 — Корпус гидротрaнcформатора 1а, 2а, Зb, 19а — Болты 2 — Корпус трaнcмиссии 3 — Поддон За — Распорка 5 —......
01 04 2024 23:53:35
1.5.51. Тройной каталитический нейтрализатор ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Тройной каталитический нейтрализатор (4E-FE, 4A-FE) Тройной каталитический нейтрализатор......
31 03 2024 2:33:53
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::