Устройство, обслуживание, ремонт Mercedes С-класса W201 – 8.4.5. Три в одном – или как уберечь катализатор
8.4.5. Три в одном – или как уберечь катализатор
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Замена отказавшего катализатора обойдется недешево, поэтому хорошо бы заранее знать, какие проблемы с ним бывают, как обстоит дело с ними на рынке запчастей.
До недавнего времени мы знали о катализаторе только следующее: это такая штука, которая непонятно зачем нужна, непонятно как работает, что наш бензин ее "убивает", в общем – одни неприятности. Вырезать – и никаких проблем! Но постепенно мы начали привыкать к тому что катализатор – вещь все-таки небесполезная, по крайней мере мысли о "хирургическом вмешательстве" в выхлопную систему посещают все реже и все меньшее количество голов.
Весной, когда сотрудники ГАИ начинают "борьбу за чистоту воздуха", на нас сваливается еще одна проблема – нужно отрегулировать СО. Владельцы машин, оборудованных катализаторами, об этом даже не задумываются, а посты проверки СО проезжают без дрожи в коленках и боязни за свой кошелек. Правда, тот же кошелек может прилично "похудеть" по другой причине. Штрафы за превышение уровня СО покажутся копеечными по сравнению с расходами на покупку и замену катализатора, если он выйдет из строя. Поэтому совсем не вредно знать, как с ним обращаться, а для этого нужно сначала разобраться, как он устрон и как работает.
Как они работают?
При сгорании рабочей смеси образуется ряд вредных для здоровья человека продуктов сгорания, в частности, окись углерода (СО), различные углеводороды (СН) и окислы азота (NO). Хотя эти вещества и составляют всего 1% от общего выхлопа (остальное – это азот, двуокись углерода и водяной пар), они очень вредны и требуют нейтрализации. Существует несколько способов борьбы с вредными выхлопами – например, обеднение смеси, на которой работает двигатель или рециркуляция выхлопа – но ни один из них не сравнится по эффективности с каталитическим нейтрализатором.
Как говорят специалисты, каталитический нейтрализатор – это простое устройство, в котором происходит сложный химический процесс. "Внутри корпуса из нержавеющей стали находится керамический или металлический "кирпич", имеющий сотовую структуру. У этого монолита огромная площадь поверхности, причем вся она покрыта тончайшим слоем специального сплава – собственно катализатора, содержащего платину, родий и палладий. Именно эти драгоценные металлы отвечают за чудесные свойства катализатора, они же определяют его высокую стоимость".
Выхлопные газы "омывают" поверхность монолита, и, когда температура достигает "критического" значения 270° С, начинается каталитическая реакция. Окись углерода превращается в двуокись (углекислый газ), углеводороды превращаются в воду и опять же двуокись углерода, а окислы азота превращаются в воду и азот. Все это для окружающей среды менее вредно.
Каталитические нейтрализаторы способны довольно эффективно снижать токсичность выхлопа, при этом они не влияют на потрeбление топлива и мощность двигателя. При наличии катализатора слегка возрастает обратное давление выхлопа, от чего двигатель теряет 2–3 л.с., но это, пpaктически, вся "плата" за очистку выхлопа. Однако, установка каталитического нейтрализатора – не идеальное решение. Теоретически, он должен служить бесконечно, так как вышеупомянутые драгметаллы служат лишь катализатором, который при химической реакции, как известно, не расходуется. На пpaктике же жизнь катализатора имеет свой предел…
Что их губит?
Отказ каталитического нейтрализатора может произойти по нескольким причинам, хотя, обычно, это процесс постепенный, уловить который без специального оборудования невозможно.
"Сердцевина" большинства катализаторов изготовлена из керамики – материала, известного своей хрупкостью. Автомобиль может на скорости попасть в выбоину, удариться обо что-то или даже просто "чиркнуть" корпусом катализатора по камню, и от этого каталитический "кирпич" может треснуть. После этого потеря "сердцевиной" своих рабочих качеств – дело времени.
Конверторы нового поколения, содержащие металлический монолит, не столь уязвимы по этой части. Разбить их, конечно, можно, но, во всяком случае, не так просто.
Враги катализатора
Кроме физического разрушения существует еще одна частая причина выхода из строя катализатора. Топливо. Он чрезвычайно чувствителен к составу топлива. Если бензин этилированный, то тетраэтил свинца, содержащийся в нем, откладывается на активной поверхности каталитического "кирпича" и быстро "засаливает" ее, от чего всякие реакции прекращаются. Уж, кажется, на заправках и наконечники шлангов стали ставить разного размера, и раздаточные колонки красят в разные цвета, и пишут об этом на каждом углу, а все равно потребители иногда путают и заливают не тот бензин. А ведь достаточно "сжечь" полбака такого бензина, и катализатор погибнет безвозвратно.
Но не только этилированный бензин – враг катализатора. Катализатор можно погубить и неэтилированным, если неисправна система управления двигателем, неполностью сгорает смесь или двигатель сильно изношен.
Тройные каталитические нейтрализаторы ("тройные" потому, что катализатором служит совокупность трех драгоценных металлов) устанавливают только на те машины, двигатели которых оборудованы замкнутой системой контроля выхлопа. Перед катализатором установлен кислородный датчик, который отслеживает состав выхлопа и передает эти данные в центральный процессор. В зависимости от содержания кислорода в выхлопе, БЭУ регулирует состав горючей смеси и зажигание так, чтобы поддерживались их оптимальные значения. Это служит главной защитой для катализатора, а также обеспечивает экономию топлива и эффективность работы двигателя. Катализатор не переносит больших отклонений в составе рабочей смеси. Плохо отрегулированный двигатель с повышенным содержанием углеводородов в выхлопе просто гробят катализатор. Если же смесь слишком бедная, это может вызвать резкий перегрев катализатора, от чего снова пострадает монолит, только уже "физически". Таким образом, "жизнь" катализатора зависит от исправности системы управления двигателем.
Многое зависит и от исправности самого кислородного датчика. С "возрастом" он становится "ленивым" или совсем выходит из строя, что сказывается на составе смеси и, соответственно, на исправности катализатора.
Испортить катализатор может и выхлоп сильно изношенного двигателя, сжигающего масло. Оно, попадая вместе с выхлопом в катализатор, "запекается" на поверхности монолита, подобно лаку, и не дает катализатору работать.
Есть и другие вредные факторы. Например – свечи. Неподходящие свечи не будут давать полного сгорания, что может вызвать в катализаторе губительную реакцию расплавления".
Будьте очень осторожны в применении присадок к бензину или маслу. Большинство об этом не задумывается, а ведь присадки тоже могут вредно воздействовать на катализатор. Если на продукте не написано: "совместим с катализатором", лучше не рискуйте.
Еще один опасный случай – запуск двигателя буксировкой. При этом может происходить попадание в катализатор просто чистого бензина. Это, во-первых, отравляет катализатор, но также может вызвать мгновенную реакцию и даже взрыв. Смотрите также, куда едете – старайтесь не попадать в глубокие лужи. Рабочая температура катализатора составляет порядка 900° С. Внезапное попадание его в воду может быть фатальным.
В целом, замечено, что на срок службы катализатора влияют условия эксплуатации. Больше страдают катализаторы на машинах, эксплуатируемых в городских условиях, когда двигатель часто заводят. С другой стороны, при длительной высокоскоростной езде по магистралям катализатор также портится от того, что перегревается.
Наконец, вы поступите разумно, если станете регулярно осматривать всю систему выхлопа. Если сломаны кронштейны или отвалились резиновые подвески, выхлопная труба будет вибрировать, передавая на катализатор ненужные нагрузки.
Снятие, установка и проверка звукового сигнала ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Позади переднего бампера с левой стороны установлены по одному звуковому сигналу высокого и......
27 05 2024 13:48:24
10.1. Механические компоненты 10.1.1. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Суппорт передних тормозов – Girling 1. 35 Н.м. всегда заменяйте......
26 05 2024 17:13:44
7.9. Система выпуска отработавших газов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Выхлопная система состоит из приемной трубы, каталитического конвертера, промежуточной трубы и......
25 05 2024 12:28:21
Снятие и установка крышки головки цилиндров ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Снимите с крышки головки цилиндров шланг CCV и шланг и трубку вентиляции картера.......
24 05 2024 2:45:50
7.2. Трос сцепления Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините отрицательную клемму аккумулятора. 2. В салоне автомобиля откройте крышку иммобилайзера и......
23 05 2024 12:41:30
Системы охлаждения, отопления Спецификации Отдельные хаpaктеристики приведены также в тексте Главы и в случае обязательности их выполнения выделены......
22 05 2024 21:29:14
5.4. Частота вращения холостого хода ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Затяните стояночный тормоз. 2. Пустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры. 3.......
21 05 2024 4:27:47
5.5. Датчик уровня топлива Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Перед проверкой датчика уровня топлива полностью заправьте автомобиль бензином. 2. Снимите......
20 05 2024 5:27:40
1.15. Катализатор ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Катализатор для двигателей с искровым воспламенением рабочей смеси Предупреждение Этилированный бензин наносит вред......
19 05 2024 12:44:23
3.1.1.16. Масляный поддон ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Масляный поддон (ADR) Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднимите и закрепите переднюю часть автомобиля. 2. Снимите......
18 05 2024 20:55:52
4.1.1.3. Кривошипно-шатунный механизм ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Коленчатый вал Стальной коленчатый вал опирается на пять подшипников. Осевой люфт 0,08 – 0,28 мм......
17 05 2024 6:26:37
Замена переднего сальника(ов) коленчатого вала/ распределительных валов ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите газораспределительный ремень и зубчатое колесо(а)......
16 05 2024 6:18:30
3.2.1. Технические данные ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Порядок нумерации цилиндров и направление вращения распределителей двигателей 3,0 л Порядок нумерации цилиндров......
15 05 2024 13:51:56
3.1.1.2.5. Система газораспределения ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Распределительный вал расположен в головке блока цилиндров, приводит в движение клапаны посредством......
14 05 2024 1:18:25
8.1.2. Вилка - главный цилиндр сцепления ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Гидравлическая система сцепления 1. Резервуар рабочей жидкости 2. Уплотнение 3. Гидравлический......
13 05 2024 17:13:36
12.19. Система центральной блокировки ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Двигатель центральной блокировки дверного замка является неотъемлемой частью замка и не может быть......
12 05 2024 15:13:44
Снятие, капитальный ремонт и установка главного тормозного цилиндра (ГТЦ) Прежде чем приступать к выполнению процедур внимательно ознакомьтесь с текстом......
11 05 2024 20:53:57
14.7. Внешние осветительные приборы ФАРЫ ГОЛОВНОГО СВЕТА Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите решетку радиатора. 2. Открутите крепежные винты и снимите......
10 05 2024 20:56:40
1.6.7. Подъем автомобиля ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Никогда нельзя поднимать или поддомкрачивать автомобиль, установив домкрат под масляный картер двигателя, коробку......
09 05 2024 15:28:54
1.1.17.7. Задние противотуманные фары ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Чтобы включить задние противотуманные фары, нажмите выключатель. Они включаются при следующих......
08 05 2024 20:13:42
11.15. Переключатель режима Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Нажмите переключатель режима при включенном выключателе зажигания и проверьте, загорается ли......
07 05 2024 4:43:29
Ремонт значительных повреждений кузова Ремонт серьезных повреждений кузова должен производиться в условиях специализированной автомастерской, в......
06 05 2024 0:11:17
Система улавливания паров топлива (EVAP) Общее описание Система EVAP осуществляет адсорбирование паров топлива и сжигание их в составе горючей смеси в......
05 05 2024 9:54:31
Хонингование цилиндров Перед тем как приступить к сборке двигателя необходимо произвести хонингование цилиндров, которое требуется для обеспечения......
04 05 2024 6:17:44
4.6. Маслоохладитель ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Маслоохладитель двигателя 3F-E 1, 4. Прокладка 2. Редукционный клапан 3. Пружина 5. Заглушка 6, 11. Шланг охлаждающей......
03 05 2024 23:22:28
6.4. Замена узлов глушителя в сборе (резонатора или глушителя) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Метки на трубе глушителя 1 – труба глушителя; 2 – резонатор; 3 –......
02 05 2024 6:59:58
6.1.15.7. Регулировка холостого хода ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Винт регулировки качества (состава) смеси карбюратора 2Е2 1 – винт регулировки качества (состава)......
01 05 2024 7:47:51
Проверка состояния и подбор вкладышей коренных и шатунных подшипников коленчатого вала Типичные примеры износа вкладышей подшипников коленчатого вала А —......
30 04 2024 20:34:30
Регулировка переключения передач Элементы механизма переключения передач 1 — ручка рычага переключения передач; 2 — уплотнительная манжета рукоятки......
29 04 2024 20:19:38
Задняя подвеска на винтовых пружинах ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ При выполнении описанных ниже работ задняя часть автомобиля должна быть поднята и надежно закреплена......
28 04 2024 17:22:43
Проверка исправности функционирования топливного насоса, измерение давления топлива См. предупреждения в начале Раздела Сбрасывание давления в системе......
27 04 2024 12:21:44
Проверки готовности автомобиля к эксплуатации ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ В Разделе перечислены все, подлежащие проверке, узлы и системы и предложены способы......
26 04 2024 22:24:24
Замена сальника распредвала ЗАМЕНА 1. Снимите зубчатое колесо распредвала как описано в Разделе Снятие, осмотр и установка зубчатого колеса приводного......
25 04 2024 14:21:15
11.7. Стабилизатор поперечной устойчивости Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Перед снятием стабилизатора поперечной устойчивости установите опору......
24 04 2024 15:48:40
Снятие и установка оконного стекла двери ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Снимите панель внутренней обивки двери и водозащитный экран (Раздел Снятие и установка панели......
23 04 2024 13:44:31
Разборка и сборка электрогидравлического блока управления Разборка и сборка электрогидравлического блока управления 16 — Плита переключения передач 17 —......
22 04 2024 22:23:37
11.4. Регулировка троса замка капота ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Регулировка троса замка капота 1 – запирающий рычаг; 2 – зажим; 3 – трос; 4 – болт ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ......
21 04 2024 4:40:22
Антифриз – средство защиты от замерзания ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Система охлаждения двигателя в течение всего года заполнена смесью воды с антифризом и......
20 04 2024 3:21:28
Проверка исправности функционирования и замена воздушного клапана корректировки состава воздушно-топливной смеси (FIA) ПРОВЕРКА ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1.......
19 04 2024 0:32:53
7.2.3. Установка ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение При установке новых деталей по каталогу запасных частей обязательно согласуйте нажимной диск и диск......
18 04 2024 5:31:59
4.6. Насос охлаждающей жидкости ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Насос охлаждающей жидкости Тремя небольшими стрелками указаны отверстия для болтов крепления, а двумя......
17 04 2024 20:39:34
1.7.2. Фары ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Управление освещением 1. Второй щелчок 2. Первый щелчок 3. Отключение Для включения фар поверните переключатель на рычаге......
16 04 2024 4:26:29
18.8. Зарядка стандартных батарей ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Батарея заряжается током 3,5 – 4,0 А до тех пор, пока плотность электролита не перестанет......
15 04 2024 1:43:30
11.6. Насос гидроусилителя руля ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ В автомобилях с регулировкой дорожного просвета и (или) с автоматической блокировкой дифференциала......
14 04 2024 13:51:40
8.6.8. Удаление воздуха из системы рулевого управления ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отвинтить пробку заливки масла в систему рулевого управления с......
13 04 2024 10:59:43
2.5. Замена цепи привода распределительного вала ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Блок цилиндров двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50 кВт 1 – болт крепления корпуса; 2 –......
12 04 2024 3:43:23
8.13. Вакуумный усилитель тормозов Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. В процессе эксплуатации ухода за этим агрегатом не требуется. Следует лишь проверять......
11 04 2024 14:36:34
Снятие и установка крышек газораспределительного ремня Снятие Модели 1.6 и 1.8 л Верхняя крышка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отпустите фиксаторы в верхней части......
10 04 2024 9:20:30
15.3. Нижний рычаг передней подвески ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Нижний рычаг передней подвески 1 – гайка крепления серьги стабилизатора; 2 – шарнирный болт; 3 –......
09 04 2024 17:32:47
Инструкция по эксплуатации Ключи Все модели В стандартную комплектацию автомобиля входят два ключа, подходящие ко всем замкам. Покидая автомобиль даже на......
08 04 2024 14:57:37
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::