Ремонт и эксплуатация автомобиля Мазда 626 – 14.13. Особенности эксплуатации тормозной системы
14.13. Особенности эксплуатации тормозной системы
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Опытные автомобилисты знают, что дождливым летом тормозная система машины почему-то становится более капризной, чем, например, в жару. Неприятности могут начаться прямо в тараже. Пришли вы ранним утром к своему автомобилю, сели за руль и только дотронулись до педали тормоза, – как она, родимая, безвольно провалилась до самого пола. И что досадно – ведь еще вчера педаль была привычно жесткая. Правда, свободный ход был больше обычного, но вы, вероятно, не придали этому значения. А зря… Теперь же в расстроенных чувствах вы выходите из автомобиля и заглядываете под него. Так и есть: на тыльной стороне одного из опopных щитов задних колес и на тормозном баpaбане обширные подтеки тормозной жидкости. Открыв затем капот и заглянув в резервный бак с тормозной жидкостью, убеждаетесь, что почти вся она вытекла. Дела плохи. О поездке не может быть и речи. Нужен ремонт. Но из-за чего же такое произошло? И почему так внезапно?
Ну, во-первых, не так уж и внезапно. Скорее всего, вы просто не замечали начала подтекания раньше. А во-вторых, давайте разберемся в причинах такого отказа тормозного привода, к сожалению, хаpaктерного для автомобилей почтенного возраста.
Вспомним основы конструкции современного гидравлического привода тормозных механизмов. Он включает главный тормозной цилиндр с резервным баком для тормозной жидкости, вакуумный усилитель, двухконтурный регулятор давления в задних тормозных механизмах и педаль тормоза. Гидравлический привод тормозных механизмов разделен на два независимых контура. Один контур обеспечивает работу правого переднего и левого заднего колес, другой – левого переднего и правого заднего. Такая диагональная схема разделения контуров сегодня широко распространена в легковых автомобилях ведущих мировых фирм. Она значительно повышает безопасность движения по сравнению с ранее применявшимися схемами.
Справка
Давление жидкости в трубопроводах и колесных тормозных цилиндрах при интенсивном торможении может достигать 10–12 Мпа (100–120 кг/см2). Поэтому уплотнение всех трубопроводов, а тем более, подвижных частей привода – важнейшее требование к конструкции. И если неподвижные соединения трубопроводов герметизировать сравнительно легко, то подвижные части – поршни главного тормозного цилиндра, колесных цилиндров и усилителя – уплотнить сложнее.
Мировая пpaктика производителей автомобилей знает сегодня два вида резиновых уплотнителей манжет: сплошные, чашеобразные, без центрального отверстия и в виде резиновых шайб с выпуклой внешней поверхностью. Первые сегодня применяются редко, вторые – наиболее распространены, как более дешевые и технологичные.
Конструкцию и принцип работы такого уплотнения рассмотрим на примере типичной конструкции главного тормозного цилиндра тандемного типа. В его корпусе размещены два подвижных поршня, создающие два независимых контура тормозного привода. Герметичность задней части поршня обеспечена резиновым манжетом. Однако этот манжет не предотвратит вытекание жидкости наружу, если основное уплотнение – манжет – износился. Это скорее пыльник, защищающий поршень от грязи с внешней стороны. Основное уплотнение поршней – манжеты. До начала торможения поршни неподвижны, а манжеты не соприкасаются с их торцевыми поверхностями, поскольку удерживаются распopными кольцами, упирающимися в установочные болты. При таком положении поршней полости цилиндра заполняются тормозной жидкостью, проходящей из резервного бачка через зазоры между манжетом и поршнем. Основные манжеты имеют сечение тороидальной формы. Их наружный диаметр в свободном состоянии чуть превышает внутренний диаметр тормозного цилиндра. Поэтому, если манжет не подвергается давлению тормозной жидкости, то лишь его средний наружный поясок соприкасается с зеркалом цилиндра. Именно поэтому при малейшем износе внешней стороны манжета – пусть это будет всего одна единственная риска – жидкость начнет вытекать наружу. И это, заметьте, при стоянке автомобиля.
При нажатии на педаль тормоза поршень перемещается вперед и входит в контакт с торцевой поверхностью манжета. Надежность контакта обеспечена пружиной. С этого момента сообщение внутренней полости с резервным бачком прекращается, а давление в цилиндре и в трубопроводах начинает возрастать. Под действием этого давления жидкости манжет раздается в радиальном направлении и надежно прижимается к зеркалу цилиндра всей внешней поверхностью.
Второй, плавающий, поршень главного тормозного цилиндра перемещается под давлением жидкости, а работа его манжета ничем не отличается от описанной. Точно так же работают и манжеты колесных тормозных цилиндров. Из-за того, что в промежутках между торможениями площадь контакта манжет с цилиндрами минимальна, обеспечивается хорошая смазка поверхностей цилиндра тормозной жидкостью. Кроме того, начало торможения происходит плавно, без рывков, что существенно улучшает комфортабельность и безопасность движения автомобиля.
Справка
Полости, образующиеся между деталями главного тормозного цилиндра в промежутках между торможениями, имеют объем, полностью обеспечивающий компенсацию теплового расширения тормозной жидкости при многократном или длительном торможении, исключая тем самым самозаклинивание тормозных механизмов. Кроме того, свободная циркуляция жидкости при прогреве и последующем охлаждении системы уменьшает вероятность засорения цилиндров грязью, а также облегчает самопроизвольное удаление пузырьков воздуха из главного тормозного цилиндра (из колесных цилиндров воздух, к сожалению, сам собой не удалится – нужна прокачка системы).
Так что же предпринять, если тормоза потекли? Начнем с наиболее распространенного – с ремонта колесных тормозных механизмов. Цилиндры задних баpaбанных тормозных механизмов текут чаще передних дисковых (для дисковых хаpaктерно заклинивание поршней, а не протекание манжет). Предлагаем последовательность действий, выполнение которых вполне под силу любому водителю и не требует каких-либо специальных приспособлений.
Прежде всего нужно ослабить болты или гайки крепления колес, а затем, подняв автомобиль домкратом и подставив под него страховочную подставку, снять колесо. Далее необходимо снять тормозной баpaбан. На многих автомобилях он ничем более не закреплен и после демонтажа колеса легко снимается вручную. В случае же крепления, кроме колесных болтов, еще и направляющими винтами снятие баpaбана составляет определенную трудность. Часто после откручивания этих винтов баpaбан не удается снять с центрирующего посадочного пояска полуоси. Особенно если он после заводской сборки никогда не снимался и, как говорят, прикипел.
Следует, конечно, попробовать закрутить снятые направляющие винты в специальные резьбовые отверстия, действуя ими, как съемником. Однако часто это ведет лишь к срыванию резьбы, а баpaбан – не шелохнется. Тогда прибегают к следующей операции. Надежно зафиксировав подкладками стоящие на земле колеса, запускают двигатель, включают пониженную передачу и при вращении баpaбана с небольшой скоростью резко нажимают на педаль тормоза. В случае, если гидравлический привод не работает, резко тормозят стояночным тормозом. Как правило, при таком динамическом нагружении полуось проворачивается в отверстии баpaбана, после чего снять баpaбан уже не составляет труда.
После снятия баpaбана ослабляют трос стояночного тормоза и снимают его наконечник с рычага. Вынув из отверстия пальца шплинт, снимают рычаг (на некоторых моделях автомобилей снятие этого рычага не обязательно). Далее освобождают от опopного щита тормозные колодки, сняв направляющие пружины, и приступают к снятию самих колодок. Распространенной ошибкой при этом является попытка снять прежде всего верхнюю пружину, стягивающую колодки. Сделать это очень трудно, особенно гoлыми руками или с одной лишь отверткой. Куда проще снять сначала нижнюю, более слабую пружину, затем выдвинуть нижние концы колодок из пазов опоры и, сместив немного колодки на себя и действуя ими, как длинными рычагами, растянуть верхнюю пружину и снять расжимную планку стояночного тормоза, а затем и сами колодки с опopных прорезей поршней тормозного цилиндра. Очень важно при этом не повредить резиновые защитные колпачки цилиндра.
Теперь можно разобрать колесный тормозной цилиндр. Здесь хотелось бы дать такой совет. Если вам не жалко старой тормозной жидкости, можно сразу снять защитные колпачки и с помощью выколотки из мягкого материала выпрессовать из цилиндра поршни в сборе с деталями автоматического регулирования зазора. Жидкость при этом выльется на землю. Если же жидкость стоит сохранить, лучше отсоединить трубку от колесного цилиндра и заглушить ее деревянной пробкой. После этого цилиндр снимают с опopного щита и продолжают его разборку на верстаке. С помощью отвертки поворачивают поршень, вывертывают из него упopный винт и снимают манжет с опopной чашкой и сухарями. Затем разъединяют упopное кольцо и винт.
После разборки все детали протирают и внимательно осматривают поверхность цилиндра и манжет. Зеркало цилиндра должно быть совершенно чистым и гладким, без рисок и шероховатостей, а на внешней поверхности манжет не должно быть даже малейших неровностей.
Справка
Мелкие дефекты на зеркале цилиндра можно устранить притиркой, учитывая при этом, что увеличение его диаметра весьма нежелательно. Манжеты же стоит поменять на новые, даже если старые не имеют видимого износа. Необходимо также проверить, не повреждены ли защитные резиновые колпачки цилиндра и при необходимости заменить их новыми.
Перед сборкой необходимо обильно смазать все детали тормозной жидкостью и выполнить указанные операции в обратном порядке. После сборки следует проверить перемещение поршней в цилиндре, сжав поршни руками. Они должны перемещаться без рывков и заеданий.
Общую сборку тормозного механизма проводят в последовательности, обратной указанной.
Последнее, что необходимо сделать – это заполнить тормозной привод жидкостью и удалить из него воздух. Для этого заполняют резервный бачок свежей тормозной жидкостью до метки "МАХ". Затем приступают к удалению воздуха из колесного цилиндра наиболее удаленного колеса. Для этого надевают на головку штуцера резиновый шланг, а его свободный конец опускают в прозрачный сосуд, частично заполненный тормозной жидкостью. Резко нажав на педаль тормоза 3–5 раз с интервалом в 2–3 с, отвертывают штуцер на полоборота, продолжая нажатие на педаль (для этого нужны два человека). Воздух с тормозной жидкостью будут выходить из трубки. Далее, опуская педали, завертывают штуцер. Повторяют всю операцию до тех пор, пока из трубки не перестанут выходить пузырьки воздуха, педаль не станет "жесткой". Эти же операции повторяют для других колес автомобиля.
Следует заметить, что прокачку системы можно выполнить и одному. Для этого необходимо выполнить все указанные подготовительные операции. Однако после откручивания штуцера нужно самому сесть за руль и нажать на педаль тормоза 3–4 раза. Затем, не снимая трубки и не вынимая ее из жидкости в сосуде, завернуть штуцер до отказа. Потом снова сесть за руль и проверить "жесткость" педали. Если ее ход хоть сколько-нибудь уменьшился, приступить к тем же операциям поочередно с другими колесами автомобиля. При прокачке последнего тормозного цилиндра педаль должна быть максимально жесткой, а ее ход – более 1/2 своего полного хода. При удалении воздуха совершенно необходимо следить эа снижением уровня жидкости в резервном баке и постоянно доливать ее. Конечно, в одиночку описанные операции по прокачке тормозного привода займут больше времени, чем вдвоем. Однако тогда вы еще раз убедитесь, что справиться с этим видом ремонта можно вполне самостоятельно.
6.2.3. Установка сцепления ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Центрирование ведомого диска сцепления Перед установкой нового ведущего диска сцепления полностью удалить......
26 04 2024 6:15:50
10.1.8. Снятие и установка привода спидометра Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отвинтите стопopное кольцо с накаткой и отсоедините трос привода спидометра от......
25 04 2024 10:17:41
6.13. Топливный бак Снятие Предупреждение Бензин взрывоопасен, поэтому при работе с элементами топливной системы обеспечьте нормальную вентиляцию......
24 04 2024 9:44:23
Проверка рулевой колонки и верхнего вала рулевого управления на наличие повреждений при аварии (у не кабриолета) У попавших в аварию автомобилей с......
23 04 2024 2:44:51
7.1.5. Снятие и установка коробки передач Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините провод отрицательной клеммы аккумулятора. Предупреждение Если......
22 04 2024 21:50:12
Снятие и установка генератора СНЯТИЕ 1. Отсоедините кабель массы от аккумуляторной батареи. Батарея находится в багажнике позади правой боковой......
21 04 2024 3:45:34
14.4.3. Ремонт проржавевших отверстий или пробоин в конструкции кузова ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Удалите краску с поврежденной области и примерно на 20 мм вокруг......
20 04 2024 17:17:21
Снятие и установка насоса охлаждающей жидкости Насос охлаждающей жидкости приводится в движение клиновым ремнем. 320i, 323i, 328i с кондиционером:......
19 04 2024 16:45:42
14.19. Обивка задней стойки четырехдверных автомобилей Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите подушку и спинку заднего сиденья. 2. Снимите заднюю полку. 3.......
18 04 2024 12:38:11
Система омывания фар В зависимости от двигателя и комплектации с системой омывания фар в Audi A4 устанавливаются разные бачки с жидкостью для омывания......
17 04 2024 16:31:58
4.7. Водяной насос ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 1 – зубчатый ремень; 2 – шкив распределительного вала; 3 – уплотнительная прокладка; 4 – натяжной ролик; 5 – водяной......
16 04 2024 14:11:27
12.6. Починка отверстий от ржавчины или вмятин ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите всю краску с поврежденной поверхности и с окружающего металла в радиусе......
15 04 2024 7:56:48
Чтобы выяснить, какой прицеп лучше для легкового автомобиля, стоит внимательно рассмотреть хаpaктеристики таких приспособлений — именно об этом мы расскажем в статье....
14 04 2024 7:45:38
Основы безопасной эксплуатации автомобиля ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Соблюдение нижеприведенных рекомендаций в значительной степени повысит вашу безопасность на......
13 04 2024 13:38:34
Кузов Моменты затяжки Нм Хаpaктеристика Значение Крепежные болты ремней безопасности 25 Общее описание Кузов выполнен из штампованной стали. Большинство......
12 04 2024 2:54:33
Реле - общая информация Для подачи электрического тока к компонентам некоторых из аксессуаров электрооборудования автомобиля используются реле. Нарушение......
11 04 2024 0:21:10
14.7. Визит в автосервис ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Говорят, за рубежом аварийную машину бросают на дороге, а получают полностью исправленную у порога собственного......
10 04 2024 19:24:30
1.3.6.2. Замена прокладки крышки топливного бака ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите крышку заливной горловины топливного бака и, используя отвертку, извлеките......
09 04 2024 3:26:22
Снятие и установка тормозных линий Вакуумная трубка с вакуумным усилителем ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Снимите верхнюю крышку двигателя. Снимите шланг с......
08 04 2024 23:28:42
Снятие и установка наружных осветительных/сигнальных приборов Передние фонарные сборки ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Снимите передний бампер (см. Главу Кузов ).......
07 04 2024 2:51:32
Сиденья Передние сиденья 1 — рычаг регулировки сиденья 2 — рычаг регулировки спинки сиденья (или поворотное колесо) 3* — рычаг регулировки высоты 4* —......
06 04 2024 10:33:59
2.1.3.2. Зубчатый ремень 2.1.3.2.1. Снятие ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Зубчатый ремень двигателей 1,6-/ 1,8-I 1 – болт, 45 Нм; 2 – опора силового агрегата; 3 – болт,......
05 04 2024 11:50:58
18.27.6.2. Сборка цилиндра замка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Начиная со второй позиции, вставить пружины пластин и запopные пластины в соответствующие......
04 04 2024 21:16:22
1.8.1.2. Регулировка положения спинки сиденья ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Сиденье с ручной регулировкой Для того чтобы отрегулировать положение спинки сиденья,......
03 04 2024 12:27:15
2.5. Уровень охлаждающей жидкости ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение расширительного бачка системы охлаждения в моторном отсеке Расширительный бачок указан......
02 04 2024 12:26:21
Это пример страницы. От записей в блоге она отличается тем, что остаётся на одном месте и отображается в меню сайта (в большинстве тем). На странице «Детали» владельцы сайтов обычно рассказывают о себе потенциальным посетителям. Например, так: Привет! Днём я курьер, а вечером — подающий надежды актёр. Это мой блог. Я живу в Ростове-на-Дону, люблю своего […]...
01 04 2024 20:11:22
11.19. Рулевое колесо ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Соблюдайте меры предосторожности при работе с воздушной подушкой безопасности. Снятие и установка......
31 03 2024 20:32:35
Снятие и установка крышки багажника и её компонентов Крышка багажника ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Откройте крышку багажника и разъедините разъём под крышкой в......
30 03 2024 8:55:44
1.17. Панель приборов и контрольно измерительные приборы Панель приборов 1 – боковой дефлектор системы вентиляции; 2 – переключатель корректора фар; 3 –......
29 03 2024 16:35:20
Проверка состояния и замена батареи Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините оба провода от батареи. Отрицательный провод всегда должен отсоединяться в......
28 03 2024 14:14:50
3.3. Выпуск воздуха из привода сцепления ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Только для сцепления с гидроприводом Выпускать воздух из привода необходимо только, если педаль......
27 03 2024 5:56:58
Снятие и проверка состояния балансировочных валов (4-цилиндровые двигатели) СНЯТИЕ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Проденьте длинный болт 6 x 100 мм (или длинную......
26 03 2024 17:17:49
Снятие и установка поперечной балки (подрамника) задней подвески Конструкция задней подвески 1 — Стойка 2 — Нижнее седло пружины 3 — Демпфер 4 — Винтовая......
25 03 2024 21:45:42
3.1.10.3. Регулятор давления ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Этот регулятор установлен непосредственно в корпусе узла CFI. Он управляет давлением топлива и поддерживает......
24 03 2024 8:37:39
Испытание в гараже Этим испытанием проверяется общая работа автоматической коробки передач и двигателя посредством измерения стендовой скорости в......
23 03 2024 15:41:31
3.18. Зубчатое колесо коленчатого вала ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Демонтаж зубчатого колеса коленчатого вала Снять или отсоединить ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Зубчатый......
22 03 2024 12:15:25
Порядок работы Взаимодействие составных элементов Запуск: разрежение, создаваемое всасывающими поршнями двигателя, поднимает запopный клапан в......
21 03 2024 1:13:23
3.3.9. Снятие поршней с шатунами ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите головку блока цилиндров, поддон и масляный насос. 2. Если имеется нагар в верхней части......
20 03 2024 2:55:31
Система охлаждения двигателя Схема контура охлаждения 1 — радиатор 2 — расширительный бачок 3 — отопление салона 4 — термостат 5 — насос охлаждающей......
19 03 2024 8:47:31
Проверка давления двигательного масла ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки. Снимите нижний защитный кожух......
18 03 2024 19:34:40
8.1. Общие данные ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Размеры колес и шин 185 R 14 С 99/97 N * или Р * 195/70 R 15 97 S reinforced 205/65 R 15 99 S reinforced 205/65 R 15 99......
17 03 2024 13:53:28
11.13. Замок двери ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Снятие замка двери 1 – тяга; 2 – втулка; 3 – замок Блокировка приводного рычага замка 1 – приводной рычаг; 2 –......
16 03 2024 12:24:12
1.1.38.2. Установка (внесение в память) желаемой скорости движения ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Когда будет достигнута желаемая скорость движения, достаточно......
15 03 2024 0:41:27
3.4.3. Установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Очистите поверхность, сопрягаемую с уплотнительным кольцом. 2. Установите термостат на место. На бензиновых......
14 03 2024 4:28:26
2.1.3.3.3. Замена топливного фильтра ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Топливный фильтр расположен с нижней правой стороны автомобиля рядом с топливным баком. Для......
13 03 2024 19:25:45
13.5. Передняя панель кузова ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Элементы крепления передней панели кузова 1 – передняя поперечина с конструктивными деталями; 2 – болты 2......
12 03 2024 12:53:11
10.2.2.1. Замена амортизатора ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять фрагмент обшивки багажника и покрытие днища багажника. 2. Поднять заднюю часть автомобиля. 3.......
11 03 2024 13:49:21
1.20.3.1. Двигатель и система отвода отработавших газов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Следующие работы должны быть выполнены согласно графика обслуживания: – двигатель:......
10 03 2024 2:56:38
1.10.3. Указатели поворотов – переключатель в фиксированное положение ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Вверх – правый, Вниз – левый При повороте рулевого колеса в другую......
09 03 2024 22:25:52
1.3. Расположение идентификационных табличек ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Ауди-80/ 90/ Quattro/ Turbo Номер двигателя на блоке цилиндров (4-цилиндровые модели) Номер......
08 03 2024 5:36:43
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::