Ремонт и эксплуатация автомобиля Мазда 626 – 14.14. Чтобы понять, зачем нужен амортизатор, – попытайтесь поездить без него…
14.14. Чтобы понять, зачем нужен амортизатор, – попытайтесь поездить без него…
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Для того, чтобы автомобиль не воспринимал все неровности на дороге, в подвеске машины обязательно используется какой-либо упругий элемент. Обычно применятеся пружина. Помимо пружины, может использоваться рессора, но это уже полная архаика. Другие альтернативы пружины – пневмоподвеска "Citroen" или гидропневмоподвеска "Rover", которые работают на сжатом газе. Но вернемся к пружине. При движении по дороге автомобиль начинает раскачиваться, а это недопустимо. Главная задача амортизатора и состоит в том, чтобы гасить эти колебания, или демпфировать.
Все амортизаторы работают по такому принципу: внутри цилиндра амортизатора находится шток с поршнем,, который "ходит" в масле. Масло при работе амортизатора перетекает через специальное отверстие поршня. Это и создает необходимое сопротивление движению штока. Также в амортизаторе должна быть емкость (компенсаторная камера) со сжатым газом (воздух или азот). Внутри амортизатора ходит поршень и вытесняет излишки жидкости, заставляя сжиматься газ.
Когда в качестве газа используется воздух, этот амортизатор называют гидравлическим ("советские" амортизаторы "СААЗ"). Недостаток воздуха в том, что он при постоянной тряске "вспенивает масло", а при более сильной тряске могут возникнуть пузырьки низкого давления, что значительно снижает эффективность работы амортизатора.
Вместо воздуха часто используется азот. Иногда его закачивают под низким давлением в несколько атмосфер. Такие амортизаторы называют газонаполеннными низкого давления. Но азот под низким давлением не решает кардинальную проблему "вспенивания масла" и кавитации (то есть образования пузырьков низкого давления).
Выход был найден, когда французский инженер Де Карбон закачал в компенсаторную камеру азот под давлением более 20 атмосфер и отделил азот от масла прокладкой-поршнем, который не позволяет азоту и маслу контактировать между собой. Это сняло проблему вспенивания масла и кавитации. Азот под высоким давлением позволяет клапанам поршня сpaбатывать бесшумно и быстро, а также создает дополнительное усилие на штоке. Такие амортизаторы работают эффективно и точно.
Газонаполненные амортизаторы не рекомендуется использовать на маленьких машинах, так как дополнительное усилие на кузов, оказываемое такими амортизаторами, вредно для "крошек".
В последнее время появились новые разработки. Например, фирма "Koni" производит амортизаторы с регулировкой жесткости. Самый "навороченный" позволяет это делать непосредственно из салона. Такая "крутизна" ставится на автомобиле Maserati. В свою очередь фирма "BOGE" разработала систему автоматического регулирования дорожного просвета (система "Nivomat"). Смысл ее в том, что, когда автомобиль нагружен, то он "проседает" и у него изменяется дорожный просвет (клиренс). Как только автомобиль нагружен, колебания колес при движении приводят в действие насос, встроенный в конструкцию амортизатора. Этот насос уже после нескольких сотен метров восстанавливает необходимый дорожный просвет. После разгрузки машина насос автоматически настраивается на старую величину дорожного просвета.
Амортизатор – это та часть автомобиля, о которой не задумываешься до того момента, пока она не сломается. Как только амортизатор "накрылся", мы осознаем, как без него плохо и как с ним хорошо.
Автомобиль с неработающими амортизаторами после проезда любого бугра начинает опасно раскачиваться, можно даже зацепить брюхом асфальт. Может амортизатор и заклинить, тогда машина превращается в "табуретку". Если это произошло, то и младенцу понятно – амортизаторы надо менять или ремонтировать.
Но обычно амортизаторы изнашиваются постепенно и водитель этого не замечает. По оценкам западных специалистов, в Европе около 30% автомобилей старше 5 лет ездят с испорченными амортизаторами. А что делается в странах СНГ с нашими дорогами – вообще неизвестно.
А ведь амортизаторы влияют не только на комфорт, но и на безопасность движения. Здесь уместно привести результаты работы независимой исследовательской организации "Tuv Rheinland", которая проводила экспертизу о влиянии амортизатора на безопасность движения.
При торможении на скорости 50 км/ч по сухой дороге с одним амортизатором, изношенным на 50%, тормозной путь автомобиля увеличивается на два метра. Много это или мало – судить вам. Но как часто именно этих двух метров и не хватает для избежания трагедии.
Когда автомобиль с изношенными на 50% амортизаторами въезжает в лужу со слоем воды в 6 мм, эффект аквапланирования (когда машина "всплывает" над покрытием и становится неуправляемой) наступает при скорости 81 км/ч. При нормальных амортизаторах эта скорость равняется 85 км/ч. Помимо вышеперечисленного, "убитые" амортизаторы повышают риск сноса автомобиля на крутых поворотах. Также изношенные амортизаторы выводят из строя многие детали автомобиля: шины, пружины, подвески колес, шаровые опоры и т.д.
Часто автомобилисты задумываются о замене амортизатора только тогда, когда из него потечет масло: "стойки потекли – надо будет заменить как-нибудь". Но это уже последняя стадия жизни (вернее, уже cмepть!) амортизатора. До этого состояния доводить машину не рекомендуется. А чтобы проверить работу амортизаторов, необязательно ехать на специальные стенды. Надо лишь "прожать" каждый угол автомобиля и, если после качка будет больше одного полного колебания, то значит, амортизаторы "не выдержат". Их надо заменить.
Фирмы-производители рекомендуют проверять состояние амортизатора после каждых 20 тысяч км пробега автомобиля.
Итак, вы решили заменить амортизаторы. Но как выбрать? Помните, что амортизаторы во многом определяют хаpaктер управляемости автомобилем. Заменой амортизатора можно превратить мягкую подвеску в спортивную. Если вы на высоких скоростях, к примеру, на "восьмерке", вас раздражает излишняя раскачка кузова, наш совет: купите амортизаторы спортивного хаpaктера (Koni, Bistein и т.п.), но знайте, что подвеска, возможно, будет жесткой, и профиль дороги будет подробно передаваться сидящим в салоне.
"Советские" амортизаторы, конечно, дешевле зарубежных. И владельцы "наших" автомобилей могут выбирать. Можно купить СААЗы, а можно купить продукцию зарубежных компаний.
У владельцев иномарок выбор лежит между "родными" амортизаторами, то есть теми, которые поставляются непосредственно на конвейер завода-изготовителя, и продукцией фирм, работающих на вторичный рынок. Существуют амортизаторы специально для подержанных автомобилей. Такая продукция обычно гораздо дешевле "родных", а качество и хаpaктеристики таких изделий не хуже, а иногда и лучше, чем заводские.
Но замена амортизаторов не такое уж простое дело. Здесь много тонкостей и хитростей. И поэтому многие фирмы дают гарантию лишь при правильной установке на сервис-центрах.
Теперь о гарантиях. Нормальная гарантия по городу должна составлять 1 год, независимо от пробега. Мы бы рекомендовали покупать амортизаторы в фирменных магазинах, а не на рынках. На рынках, конечно, дешевле, но тогда и стойки можно менять каждые полгода. Как говорится, скупой платит дважды.
Дадим хаpaктеристику основных производителей амортизаторов, чьи товары можно приобрести.
SACHS – является европейским лидером по поставке амортизаторов на конвейер. Устанавливается серийно на BMW, Audi и др.
BOGE – производит гидравлические и газовые амортизаторы. Поставляется на BMW, Saab, Volvo.
MONROE – занимает первое место в Европе по реализации амортизаторов на вторичный рынок. Производит гадравлические и газонаполненные амортизаторы низкого давления. Поставляется на Volvo.
GABRIEL – американская фирма. Второе место в Европе по реализации продукции на вторичном рынке. Производит гадравлические и газовые амортизаторы.
KAYAVA – японская фирма. Продукция поставляется на многие конвейеры японских автопроизводителей. Выпускаются также амортизаторы для автомобилей европейского производства.
DE CARBON – французская фирма, первой выпустившая газовые амортизаторы высокого давления для подвески Mc Ferson.
BILSTEIN – спортивные амортизаторы. Поставляются на некоторые немецкие автомобили, например, Mersedes-Benz.
KONI – элитные голландские амортизаторы. Поставляются на Ferrari, Porshe. Их используют в "Формуле-1", гонках Индикар. Амортизаторы этой фирмы используются также в переднеприводных ВАЗах.
Амортизаторы по конструктивному исполнению делятся на два основных типа: двухтрубные и однотрубные амортизаторы.
Однотрубный амортизатор
1. Атмосферное давление.
2. Клапан, регулирующий сопротивление сжатию.
3. Клапан, регулирующий сопротивление растяжению.
4. Перепускные клапана.
Двухтрубный амортизатор
1. Атмосферное давление.
2. Резервная камера.
3. Базовая однотрубна система.
Демпфер – дополнительная масса, которая обеспечивает пружинистость и заглушает колебания трaнcпортного средства. Демпфер ассимилирует колебания основной системы, то есть, основная система прекращает вибрировать – движение ограничено амортизатором колебаний. Демпферы минимизируют движения корпуса. В качестве демпферного элемента может использоваться; как жидкость – (масляные амортизаторы), так и газ (газовые амортизаторы).
Однотрубный амортизатор хаpaктеризуется высокой степенью надежности, низкой чувствительностью к перегрузкам, некритичностью к положению установки. К недостаткам следует отнести зависимость степени гашения от параметров сжатия (которую в последних разработках компенсируют установкой дополнительных перепускных клапанов в поршне) и то, что однотрубный амортизатор является амортизаторо длинного типа.
Двухтрубный амортизатор технологически известен как атмосферный, работающий при низком давлении тип двойной трубы.
Преимущества: малочувствительный к внешним повреждениям. Здесь, в отличие от однотрубного амортизатора, механические воздействия могут приниматься и внешней трубой, выверенное положение станка ограничено областью конструкции кузова. Это короткий тип амортизатора, поскольку камера баланса расположена за рабочим цилиндром.
Недостатки: амортизатор чувствителен к перегрузке (демпфирование прекращается). Возможны только определенные положения установки, прецезионная точность согласования диаметров труб.
Хаpaктеристики демпфирования являются результатом суммарной функции демпфирования отверстия и загруженного пружиной клапана, который закрывает канал; пружина отвечает на давление, увеличивая свободную апертуру отверстия выхода. Отверстие поршня и пружина могут специально адаптироваться, чтобы обеспечить линейность и мягкость функции гашения. Внутренний механизм регулирования используется, чтобы получить несколько рабочих хаpaктеристик для отдельного амортизатора. Значения степени сжатия – часто только 30…50% от способности отдачи.
Амортизаторы с электронно-регулируемой хаpaктеристикой (активная доработка) используются, чтобы расширить диапазон комфорта движения и увеличить безопасность. Управление параметрами демпфирования, с другой стороны, приводит к установлению связи между комфортом и безопасностью.
15.1. Технические данные ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Наименование Значение Максимальный угол поворота передних колес – внутреннее колесо 39° 30' – внешнее колесо 32°......
27 05 2024 5:38:32
Поиск неисправностей - общая информация и предварительные проверки Осциллограммы сигналов управления зажиганием Обратитесь также к Разделу Применение......
26 05 2024 9:19:51
14.3.1. Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отключить провод массы от аккумулятора. 2. Поднять переднюю часть автомобиля и зафиксировать на......
25 05 2024 20:38:38
Бюджетные легковые автомобили всегда пользовались популярностью среди россиян со средним заработком. Рассмотрим хаpaктеристики Chevrolet Lacetti и Renault Logan, чтобы выбрать самую оптимальную модель по всем возможным показателям....
24 05 2024 2:43:11
Углы установки задних колес Развал задних колес установлен на заводе и регулироваться не может. Схождение задних колес следует измерить, если снимаются......
23 05 2024 6:54:10
5.2.9.2. Агрегаты системы электронного впрыска топлива 5.2.9.2.1. Корпус дроссельной заслонки ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Таблица проверки разряжения на корпусе......
22 05 2024 10:50:10
Проверка уровня жидкости системы гидроусиления руля Два раза в год или каждые 10000 км пробега (что наступит раньше) Периодически проверяйте уровень......
21 05 2024 22:39:39
5.1. Система смазки 5.1.1. Масляный поддон ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Система смазки 1 – масляный насос, 2 – звездочка масляного насоса, 3 – маслоприемник, 4 – цепь......
20 05 2024 2:47:28
Проверка уровня/замена масла в редукторе заднего моста При проведении технического обслуживания менять масло не требуется. При этом необходимо только......
19 05 2024 21:51:36
2.6.2. Установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Очистите сопрягаемые поверхности выпускного коллектора и головки блока цилиндров. 2. Установите новую прокладку на......
18 05 2024 17:14:19
3.2.2.11. Сальники коленчатого вала Замена ПЕРЕДНИЙ САЛЬНИК ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите газораспределительный ремень и звездочку коленчатого вала. 2.......
17 05 2024 19:42:31
12.7. Ступица заднего колеса 12.7.1. Снятие и установка ступицы заднего колеса Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите тормозной диск/ тормозной баpaбан.......
16 05 2024 18:16:23
5.7. Карбюратор WEBER 2V TLD ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Карбюратор Weber 2V TLD идентичен карбюратору Weber 2V, устанавливается на двигатели DOHC, но имеет следующие......
15 05 2024 2:14:42
Проверка состояния ремней безопасности ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Оцените состояние лент ремней безопасности, их пряжек, замков и направляющих петель. 2. При......
14 05 2024 23:36:40
Снятие и установка наконечников рулевых тяг Снятие Потребуется специальный съемник. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Взведите стояночный тормоз, поддомкратьте передок......
13 05 2024 0:51:49
9.2.4. Стойка подвески ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Не пытайтесь выпрямить стойки подвески, стойку подшипника ступицы колеса, рычаги подвески или......
12 05 2024 12:29:15
Подготовка автомобиля к техосмотру Общая информация Данный раздел составлен с целью помочь владельцу автомобиля должным образом подготовиться к......
11 05 2024 5:59:59
Вентилятор радиатора с электроприводом В Audi A4 вентилятор с электроприводом ставится только при наличии усиленного охлаждения (автоматическая коробка......
10 05 2024 9:58:44
1.12. Пpeдoxpaнители и электрические цепи 1.12.1. Блок с плавкими пpeдoxpaнителями под панелью приборов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Блок с плавкими пpeдoxpaнителями,......
09 05 2024 2:29:11
7.12. Выпуск воздуха из тормозной системы ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ После каждого ремонта тормозов, при которых открывалась система, в трубопроводы мог проникнуть......
08 05 2024 16:48:57
2.5.2.2. Проверка уровня масла в дифференциале ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Уровень масла в дифференциале необходимо проверять только в том случае, если в этой зоне......
07 05 2024 5:42:57
Проверка исправности функционирования систем снижения токсичности отработавших газов двигателя ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Подробное описание проверки......
06 05 2024 2:35:33
12.1. Введение ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Система электрооборудования имеет напряжение 12 Вольт с отрицательным заземлением. Энергия для фар и всех элементов......
05 05 2024 7:25:31
3.3.2. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Общие Диаметр цилиндра 83 мм Ход поршня 73 мм Объем 2,5 литра Нумерация цилиндров (от......
04 05 2024 16:24:28
4.23. Запуск двигателя после капитального ремонта ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. На двигателе, установленном в моторном отсеке автомобиля, проверьте уровни......
03 05 2024 1:31:59
5.2.5. Электронный блок управления Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Электронный блок управления расположен на правой стенке под приборным щитком. 2.......
02 05 2024 16:50:23
6.5.1. Датчик температуры охлаждающей жидкости ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Температурная хаpaктеристика сопротивления датчика При возрастании температуры (подогреве......
01 05 2024 21:43:45
11.5. Значительные повреждения кузова ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Значительные повреждения кузова необходимо ремонтировать на станциях технического обслуживания, на......
30 04 2024 14:34:24
1.6.19. Меры предосторожности для литых алюминиевых дисков ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ На протяжении пробега первых 1600 км проверяйте затяжку гаек колес. После......
29 04 2024 23:21:45
Система питания дизельных двигателей На моделях с дизельными двигателями применяется электронная цифровая система управления DDE, управляющая количеством......
28 04 2024 20:43:58
Снятие и установка воздушного фильтра Карбюраторный двигатель Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Ослабить скобы крепления и отвинтить барашковую гайку. Снять......
27 04 2024 11:31:35
Проверка выpaбатываемого напряжения Цель этого испытания состоит в том, чтобы проверить, что электронный регулятор напряжения поддерживает выpaбатываемое......
26 04 2024 23:16:31
Снятие и установка приводного электромотора вентилятора отопителя Снятие Электромотор «Delphi» ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Снимите вещевой ящик (см. Главу Кузов......
25 04 2024 6:47:34
Снятие и установка защелки и наружной ручки/цилиндра замка двери Для защиты рук от порезов при выполнении процедур сквозь отверстия доступа в дверной......
24 04 2024 9:26:14
11.35. Электродвигатель стеклоочистителя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Разъем э лектродвигателя стеклоочистителя Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. При слишком замедленном......
23 04 2024 4:12:14
Снятие и установка переднего стабилизатора поперечной устойчивости ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Взведите стояночный тормоз и подоприте противооткатными......
22 04 2024 9:57:14
5.2.14. Датчики и исполнительные механизмы системы Bosch AS3 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЕ КОНТРОЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (ECU) Это главный компонент системы,......
21 04 2024 0:38:47
11.5. Панель передка ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Детали передка 1 – декоративная накладка; 2 – заводской знак; 3 – декоративная решетка; 4 – болт; 5 – брызговик; 6 –......
20 04 2024 22:39:29
5.3. Топливный насос и давление топлива 5.3.1. Проверка насоса ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Схема включения топливного насоса 1. Реле насоса 2. Насос 3. Процессорный......
19 04 2024 19:55:34
1.20.3.1.1. Замена моторного масла ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Для замены моторного масла требуется следующий инструмент: – яма или гидравлический домкрат с......
18 04 2024 18:38:43
6.4. Замена фильтрующего элемента топливного фильтра ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Топливный фильтр 1. Трубопровод отвода топлива в бак 2. Трубопровод подвода топлива......
17 04 2024 8:42:56
Обслуживание системы охлаждения (oпopoжнение, промывка и заправка) Не допускайте попадания антифриза на открытые участки тела и окрашенные поверхности......
16 04 2024 4:59:38
14.5. Стабилизатор ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Крепление стабилизатора 20. РАСПОРНАЯ ВТУЛКА 25. ХОМУТ 27. СТАБИЛИЗАТОР 30. ГАЙКА Стойка стабилизатора 8. БОЛТ 13.......
15 04 2024 16:26:34
Снятие и установка гидроусиленного рулевого механизма Детали установки гидроусиленного рулевого механизма на моделях Galant 1 — Стяжной болт крепления......
14 04 2024 20:57:27
13.8.2. Задние сиденья ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Подушка сиденья крепится на двух петлях, расположенных по краям сиденья. Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1.......
13 04 2024 17:58:14
6.1.4. Система запуска двигателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Если стартер не работает в положении ключа запуск двигателя , возможны следующие причины: – неправильный......
12 04 2024 0:39:40
2.11. Проверка седла клапана ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Проверьте рабочую поверхность и фаски седла клапана на отсутствие следующих дефектов: – шероховатость;......
11 04 2024 12:42:14
12.2. Рулевое управление без гидравлического усилителя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Рулевое управление без гидравлического усилителя 1 – рулевое колесо; 2 – рулевая......
10 04 2024 9:14:19
5.3.6. Реле системы преднакала ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Блок 1. Реле системы преднакала 2. Прибор управления DDE Схема реле преднакала Крышка штекеров......
09 04 2024 12:33:29
1.6.5.1. Фары переднего света ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Для того, чтобы получить доступ к фарам переднего света из двигательного отсека, вначале необходимо снять......
08 04 2024 4:32:47
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::