Ремонт и эксплуатация автомобиля Toyota Camry – 10.17. АБС: естественный выбор
10.17. АБС: естественный выбор
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Датчик скорости вращения колеса располагается в ступице. |
Сформулировать назначение АБС просто – она препятствует блокировке колес при торможении. Слишком сильно нажата педаль тормоза? Не беда – электроника, сравнивая сигналы датчиков скорости вращения на каждом из колес, определяет момент внезапной остановки колеса и, открывая электромагнитный клапан, сбрасывает излишки давления из тормозной магистрали в специальный гидроаккумулятор. Тормозные колодки разжимаются, вращение колеса восстанавливается, клапан вновь подключает магистраль к давлению, которое с помощью вакуумного усилителя тормозов создает правая нога водителя. И если это давление все еще слишком велико, то цикл повторяется вновь и вновь. В салоне включение АБС проявляется треском при работе исполнительного блока и толчками на педали тормоза, более или менее заметными в зависимости от конструкции системы. Фактически, АБС имитирует действия опытного водителя, который на скользкой дороге избегает блокировки колес, пользуясь прерывистым торможением. Но АБС делает это с недоступной человеку частотой и аккуратностью – до 15 раз в секунду. В результате АБС должна не только обеспечить автомобилю минимальный тормозной путь, но и заставить его слушаться руля – ведь колеса катятся и воспринимают боковую силу, насколько позволяет сцепление шин с покрытием. И это – основное преимущество АБС. Ведь в случае блокировки колес машина неуправляемо скользит прямо, даже когда бapaнка вывернута до упора.
Опасения
Казалось бы, все уже ясно. Антиблокировочные системы признаны всем цивилизованным автомиром и уже стали стандартным оборудованием на автомобилях, начиная со среднего класса. Но часто раздаются и голоса недовольных.
"Никакая электроника не сравнится с опытным водителем, – говорят одни. – Дайте мне такую же машину без АБС, и я остановлюсь раньше!"
Другим не нравится то, что АБС, вмешиваясь в процесс торможения, начисто исключает участие человека. Как ни дави на педаль, она с малоприятной вибрацией будет выталкиваться обратно. Машина тормозит сама, повлиять на ход замедления нельзя никак, к тому же с АБС очень сложно рассчитать тормозной путь и спрогнозировать, где же остановится автомобиль. Остается только ждать… Нестерпимо для водителя, привыкшего владеть ситуацией!
А третьи кивают на раллистов. Мол, недаром те боятся АБС, как чумы! А им-то, спортсменам, виднее…
Отключить неотключаемое
Для того, чтобы расставить все по местам, мы пошли на технологическое преступление. Нашли под капотом штекер, который подходит к исполнительному блоку АБС, и вытащили его из гнезда, заставив загореться желтую контрольку АБС и тревожно замигать красную лампочку тормозов в комбинации приборов. Так мы дезактивировали неотключаемую антиблокировочную систему. Испытания проходили по такой схеме. Мы выбрали четыре основных упражнения: торможение на прямой – на однородном и смешанном покрытии (миксте), в повороте и во время объезда препятствия (то есть при выполнении маневра переставка). Passat оснастили регистрирующей аппаратурой, точно измеряющей скорость и тормозной путь. А за рулем находились наши эксперты-испытатели. Впрочем, некоторые из упражнений было предложено совершить и обычным водителям самой разной квалификации – от начинающего автолюбителя до опытного профессионала. Все могли потренироваться перед контрольными заездами, привыкнуть к автомобилю и "пристреляться" к очередному маневру.
Каждое упражнение выполняли в две серии. Сначала делали более десяти заездов с работающей АБС, потом отключали систему, и автомобиль вновь спешил к размеченной яркими вешками трассе очередного маневра.
Как тормозить?
С антиблокировочной системой все просто: хочешь получить максимально возможное замедление – топи, недолго думая, педаль в пол. А как тормозить без АБС?
Сначала мы попробовали все делать "по теории" – тормозить на грани блокировки колес. Не выходит! Слишком чуткая фольксвагеновская педаль не позволяет точно дозировать тормозную силу – и мы ошибаемся, причем как в ту, так и в другую сторону. И это в спокойной обстановке. А попробуйте-ка это сделать в экстремальной ситуации, когда грозит авария!
Тогда мы применили испытанный способ – прерывистое торможение.
А для сравнения пробовали, не мудрствуя лукаво, тормозить "в пол", с блокировкой колес. В чем разница? На прямой главное отличие – в курсовой устойчивости. Особенно ярко это проявилось при торможении на миксте. Под левыми колесами был мокрый асфальт, а под правыми – заснеженная обочина.
С включенной АБС машину сперва начинает уводить в сторону покрытия с лучшим сцеплением, но электроника работает исправно: Passat мгновенно выравнивается и дальше тормозит по прямой, пpaктически не требуя подруливаний. Во время прерывистого торможения без АБС водителю приходилось немного подруливать, да и тормозной путь оказался больше.
Зато с полной блокировкой колес автомобиль тормозил почти так же эффективно, как с АБС. Но при этом его резко разворачивало влево на опасный угол – до 40°! Выигрыш АБС здесь очевиден.
Сюрпризы покрытия
Лед бывает гладким, как зеркало, и шершавым, как поверхность наждака. Снег бывает плотным, раскатанным, рыхлым, слипшимся, смерзшимся…
К чему это мы? А к тому, что каждое покрытие имеет свою специфику, и после наших испытаний дать однозначный ответ на интересующий всех вопрос – в каких условиях тормозной путь с АБС будет меньше, чем без нее – мы не можем!
Вариантов масса. К примеру, когда при неоднократных остановках на одной и той же прямой колеса нашего автомобиля накатали колею раскрошенного шипами шершавого льда, то тормозной путь с АБС и без нее с заблокированными колесами оказался почти одинаковым. Недаром наши спортсмены говорят, что самое "цепкое" покрытие – не асфальт, а исполосованный "гвоздями" ледяной трек. А на снегу – вот так сюрприз! – машина с АБС останавливалась немного позже. Все дело в том, что на снежном покрытии коэффициент сцепления оказался ниже, чем на шероховатом льду – шипы здесь работают не столь эффективно. Для АБС, видимо, это оказалось невыгодным. Зато при "обычном" прерывистом торможении (нажал–отпустил–нажал) за период блокировки колес перед ними образуется снежный валик, который и помогает машине замедляться более интенсивно. Работа же АБС препятствует блокировке колеса – и валика не получается.
Не бойтесь крутить руль!
Представьте себе вполне реальную ситуацию: перед вами в скользком повороте внезапно заносит грузовик, и его разворачивает поперек дороги. Или другую: из бокового проезда на неширокую улицу прямо перед носом выскакивает машина и перегораживает вашу полосу, оставляя свободной лишь встречную.
На волне хлынувшего в кровь адреналина водитель панически, рефлекторно, что есть мочи нажмет на тормоз. Колеса заблокируются. А с заблокированными колесами машина в первой ситуации вылетит наружу поворота, а во второй – врежется в препятствие. Ибо без АБС избежать аварии поможет только прерывистое торможение, а тут от водителя требуется не только выдающееся хладнокровие и выдержка, но и незаурядное мастерство.
И вот наш пример. Опытнейшему эксперту понадобилось призвать на помощь все свое умение, чтобы, чередуя строго дозированные толчки по педали тормоза и точную работу рулем, повторить и даже чуть превзойти результаты тех же маневров с АБС.
Но что с того? Ведь даже испытателю понадобилось для этого сделать больше десяти пристрелочных заездов, а в реальной ситуации шанс будет только один! И электроника здесь сработает надежно и во благо.
При торможении в повороте задача водителя вообще была простейшей: нажал на тормоз, повернул руль – и автомобиль, четко отслеживая заданную траекторию, интенсивно замедляется. Это доступно любому. Важно только помнить, что во время торможения с АБС машиной можно и нужно управлять. Не оцепенело сжимать руль, а смело им действовать!
При объезде препятствия (мы тормозили при выполнении знакомого нашим читателям маневра переставки) ситуация была такой. Когда скорость выполнения маневра приблизилась к предельной, после объезда препятствия начинал развиваться занос задней оси. Это было как с АБС, так и без нее. Но используя АБС, удавалось погасить скорость настолько, что занос был не столь резким и глубоким. И тормозной путь после объезда был на 15 метров короче. Существенно!
Правда, чтобы удержаться на дороге, при коррекции заноса приходилось отпускать тормозную педаль даже при работающей антиблокировочной системе. Почему? Не спорим, АБС оставляет возможность изменять траекторию при экстренном торможении, а не скользить по прямой с заблокированными колесами. Но при борьбе с заносом работа АБС слишком снижает эффективность корректирующих действий рулем. И даже тем водителям, чьи автомобили оснащены АБС, в подобных ситуациях нужно быть готовыми на мгновение отпустить педаль тормоза, сознательно отказавшись от услуг электроники.
Авто-Ревю
Общая информация Используемые на рассматриваемых моделях автомобилей Opel Corsa/Tigra ручные коробки передачи имеют 5-ступенчатую конструкцию с полной......
31 05 2024 6:24:46
Снятие и установка датчика дневного света Датчик дневного света установлен на ветровом стекле на высоте зеркала заднего вида. Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ......
30 05 2024 10:49:17
3.3.5. Тяга пускового устройства ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Тяга пускового устройства регулируется одинаково у насосов фирм Bosch и CAV. Если тягу снимали,......
29 05 2024 18:53:43
4.3.6. Зубчатый ремень 4.3.6.1. Снятие зубчатого ремня ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение При установке необходимо использовать новый зубчатый ремень. Для......
28 05 2024 8:52:37
7.5. Стартер ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением с электромагнитным тяговым реле. При......
27 05 2024 0:26:51
3.5.10. Переборка и проверка головки цилиндров ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Для проведения переборки и проверки головки цилиндров необходимы специальные......
26 05 2024 14:23:16
Электропривод стеклоподъемников 1994, 1995 (1) 1994 – 1998 (2) 1996 – 1998 (1)......
25 05 2024 3:11:38
Снятие, проверка состояния, установка и регулировка датчика-выключателя стоп-сигналов СНЯТИЕ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините отрицательный провод от......
24 05 2024 11:20:10
Система антиблокировки тормозов (ABS) – общая информация и коды неисправностей Общая информация Типичная схема расположения компонентов ABS 1 — Колесный......
23 05 2024 13:29:52
12.7. Передний тормозной диск Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднять переднюю часть автомобиля и зафиксировать на подставках. 2. Снять соответствующее......
22 05 2024 15:35:30
Система мигающих указателей поворота и аварийной световой сигнализации E2 – выключатель указателей поворотов E3 – выключатель аварийной световой......
21 05 2024 10:40:42
12.25. Удаление воздуха из тормозной системы ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Удаление воздуха из тормозной системы 4, 5, 7 и 8 – деаэраторы тормозной системы Удалять......
20 05 2024 11:10:57
3.1.4.7. Пусковое устройство ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Снятие автоматического пускового устройства Метки установки автоматического пускового устройства 1 – метка на......
19 05 2024 7:34:39
1.64. Антиблокировочная система тормозов ПРИЕМЫ ПРАВИЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ Перед началом движения после парковки, убедитесь, что стояночный тормоз выключен,......
18 05 2024 20:16:22
3.1.15. Распредвал и опоры Проверка износа кулачков ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите крышку головки цилиндров. 2. Установите поршень 1-го цилиндра в ВМТ......
17 05 2024 10:49:13
Снятие и установка переключателя управления функционированием стеклоочистителей На прочих моделях данный переключатель вмонтирован в сборку......
16 05 2024 22:49:50
4.6. Последовательность разборки двигателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Снятие правой подвески силового агрегата Предупреждение При демонтаже указанных деталей......
15 05 2024 23:10:10
4.4. Проверка и замена датчика включения электровентилятора ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Если при температуре охлаждающей жидкости 93–98° С электровентилятор не......
14 05 2024 8:34:29
6.8. Воздушный фильтр ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Освободите скобы и снимите кожух воздушного фильтра и фильтрующий элемент. 2. Ослабьте хомуты и снимите шланг......
13 05 2024 5:29:23
Прерыватели цепи – общая информация Прерыватели цепи используются для защиты таких компонентов системы бортового электрооборудования, как головные фары и......
12 05 2024 4:22:45
12.12. Крышка багажника/ крышка заднего отсека Крышка багажника ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Откройте крышку и отсоедините все разъемы проводов на крышке. 2.......
11 05 2024 2:51:20
Свеча накаливания 1 — шина подачи напряжения к свечам накаливания 2 — свеча накаливания Установка свечей накаливания проводится в последовательности,......
10 05 2024 15:18:29
Устройство предварительного нагрева Схема устройства пуска холодного двигателя 1 — прибор управления устройством предварительного нагрева; 2 — топливный......
09 05 2024 22:57:46
Информационные датчики и исполнительные устройства - общая информация, проверка исправности функционирования, снятие и установка Детали установки......
08 05 2024 4:11:42
8.2. Общая информация Система охлаждения герметичного типа включает водяной насос с приводом от вспомогательного приводного ремня, вентилятор радиатора с......
07 05 2024 7:35:53
8.7. Колесный цилиндр тормозов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Детали колесного цилиндра тормозов с горизонтальным расположением колодок Детали колесного цилиндра......
06 05 2024 21:35:49
4.5. Вентилятор 4.5.1. Снятие и установка вентилятора с гидравлической муфтой ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Вентилятор радиатора двигателя OHC 1 – гидравлическая муфта......
05 05 2024 7:11:44
Замена защитного чехла рулевого механизма ЗАМЕНА 1. Снимите шаровый шарнир наконечника поперечной тяги как описано в Разделе Снятие и установка......
04 05 2024 6:15:13
8.3.1. Цилиндры привода выключения сцепления ГЛАВНЫЙ ЦИЛИНДР ПРИВОДА ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините провод минусовой......
03 05 2024 7:17:11
Охранная сигнализация Охранная сигнализация может быть установлена, в зависимости от комплектации модели. Ваша машина оборудована системой охранной......
02 05 2024 23:11:17
Прокачка гидросистемы тормозов Тормозная жидкость ядовита. Промойте обильным количеством холодной проточной воды части тела, на которые попала жидкость,......
01 05 2024 8:48:14
Снятие и установка блока управления зажиганием DIS Блок управления зажиганием DIS расположен на головке цилиндров со стороны маховика. Он содержит две......
30 04 2024 4:20:53
11.2.2. Замена амортизатора ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Во время снятия и установки амортизаторов задней подвески автомобиль должен стоять на колесах.......
29 04 2024 21:30:44
19.1. Технические данные ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Наименование Хаpaктеристика Педаль тормоза тип подвесная соотношение плеч рычага педали 4,12:1 максимальный ход,......
28 04 2024 4:41:15
Снятие и установка маховика/приводного диска СНЯТИЕ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки. Снимите трaнcмиссию (см.......
27 04 2024 12:29:27
Проверка натяжения зубчатого приводного ремня 1 — Звездочка зубчатого приводного ремня распределительного вала; 2 — Натяжной ролик; 3 — Шкив привода......
26 04 2024 18:30:16
7.3.2. Снятие и установка карданного вала ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднимите и заднюю часть автомобиля. Задний вал 2. Обозначьте взаимное положение фланцев......
25 04 2024 3:35:32
5.2.9.2.4. Клапан регулятора оборотов холостого хода ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Клапан регулятора оборотов холостого хода (ISC-клапан, на автомобилях 1988-92 гг.)......
24 04 2024 12:59:48
12.3.31. Магнитола ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ D – замок зажигания; Е1 – выключатель фар; Е15 – выключатель обогрева заднего стекла; Е19 – выключатель стояночных......
23 04 2024 14:46:38
Пpeдoxpaнители Пpeдoxpaнители служат для того, чтобы разрывать цепь, когда сила тока достигнет определенного значения, для того, чтобы защитить элементы......
22 04 2024 22:50:18
8.1.3. Регулировка тяги переключения передач ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Тяга переключения передач, рычаг управления коробкой передач и трос блокировки включения......
21 04 2024 18:36:12
Снятие и установка панели приборов В стандартную комплектацию всех рассматриваемых в настоящем Руководстве моделей автомобилей входит система......
20 04 2024 8:38:11
Замена аккумуляторной батареи Не ослабляйте и не снимайте кабели аккумуляторной батареи на работающем двигателе. В противном случае могут быть повреждены......
19 04 2024 5:12:49
6.1.16. Регулировки карбюратора Keihin ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Детали карбюратора Keihin 1 – пневмопривод дроссельной заслонки первой камеры; 2 – кронштейн; 3 –......
18 04 2024 10:44:51
Проверка исправности состояния и замена кислородного датчика (l-зонда) Расположенный в выпускном тpaкте двигателя l-зонд отслеживает содержание кислорода......
17 04 2024 15:40:14
12.1.22. Боковые зеркала с электроприводом ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Привод зеркала в большинстве моделей осуществляется от 2 электродвигателей вертикального и......
16 04 2024 12:36:15
16.6. Задняя дверь ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 1 – крышка внутренней ручки; 2 – внутренняя отделка двери; 3 – обивка двери; 4 – сборка внутренней ручки; 5 – защитный......
15 04 2024 14:50:22
Жидкость Проверка утечки жидкости Заведите двигатель и полностью выкрутите руль влево, а затем вправо, так чтобы создалось максимальное давление в......
14 04 2024 14:57:23
Контроль уровня электролита Жидкость в аккумуляторной батарее состоит из серной кислоты, разведенной дистилированной водой. Какая-то часть этой воды......
13 04 2024 11:31:57
10.9. Задний дисковый тормоз 10.9.1. Замена тормозных колодок ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Снятие тросика стояночного тормоза 1 – тросик; 2 – рычаг; 3 – пружина; 4 –......
12 04 2024 7:22:45
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::