Ремонт и эксплуатация автомобиля Toyota Camry – 7.2.22. Три в одном – или как уберечь катализатор
7.2.22. Три в одном – или как уберечь катализатор
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Замена отказавшего катализатора обойдется недешево, поэтому хорошо бы заранее знать, какие проблемы с ним бывают, как обстоит дело с ними на рынке запчастей.
До недавнего времени мы знали о катализаторе только следующее: это такая штука, которая непонятно зачем нужна, непонятно как работает, что наш бензин ее "убивает", в общем – одни неприятности. Вырезать – и никаких проблем! Но постепенно мы начали привыкать к тому что катализатор – вещь все-таки небесполезная, по крайней мере мысли о "хирургическом вмешательстве" в выхлопную систему посещают все реже и все меньшее количество голов.
Весной, когда сотрудники ГАИ начинают "борьбу за чистоту воздуха", на нас сваливается еще одна проблема – нужно отрегулировать СО. Владельцы машин, оборудованных катализаторами, об этом даже не задумываются, а посты проверки СО проезжают без дрожи в коленках и боязни за свой кошелек. Правда, тот же кошелек может прилично "похудеть" по другой причине. Штрафы за превышение уровня СО покажутся копеечными по сравнению с расходами на покупку и замену катализатора, если он выйдет из строя. Поэтому совсем не вредно знать, как с ним обращаться, а для этого нужно сначала разобраться, как он устрон и как работает.
Как они работают?
При сгорании рабочей смеси образуется ряд вредных для здоровья человека продуктов сгорания, в частности, окись углерода (СО), различные углеводороды (СН) и окислы азота (NO). Хотя эти вещества и составляют всего 1% от общего выхлопа (остальное – это азот, двуокись углерода и водяной пар), они очень вредны и требуют нейтрализации. Существует несколько способов борьбы с вредными выхлопами – например, обеднение смеси, на которой работает двигатель или рециркуляция выхлопа – но ни один из них не сравнится по эффективности с каталитическим нейтрализатором.
При сгорании рабочей смеси образуется ряд вредных для здоровья человека продуктов сгорания, в частности, окись углерода (СО), различные углеводороды (СН) и окислы азота (NO). Хотя эти вещества и составляют всего 1% от общего выхлопа (остальное – это азот, двуокись углерода и водяной пар), они очень вредны и требуют нейтрализации. Существует несколько способов борьбы с вредными выхлопами – например, обеднение смеси, на которой работает двигатель или рециркуляция выхлопа – но ни один из них не сравнится по эффективности с каталитическим нейтрализатором.
Как говорят специалисты, каталитический нейтрализатор – это простое устройство, в котором происходит сложный химический процесс. "Внутри корпуса из нержавеющей стали находится керамический или металлический "кирпич", имеющий сотовую структуру. У этого монолита огромная площадь поверхности, причем вся она покрыта тончайшим слоем специального сплава – собственно катализатора, содержащего платину, родий и палладий. Именно эти драгоценные металлы отвечают за чудесные свойства катализатора, они же определяют его высокую стоимость".
Выхлопные газы "омывают" поверхность монолита, и, когда температура достигает "критического" значения 270° С, начинается каталитическая реакция. Окись углерода превращается в двуокись (углекислый газ), углеводороды превращаются в воду и опять же двуокись углерода, а окислы азота превращаются в воду и азот. Все это для окружающей среды менее вредно.
Каталитические нейтрализаторы способны довольно эффективно снижать токсичность выхлопа, при этом они не влияют на потрeбление топлива и мощность двигателя. При наличии катализатора слегка возрастает обратное давление выхлопа, от чего двигатель теряет 2–3 л.с., но это, пpaктически, вся "плата" за очистку выхлопа. Однако, установка каталитического нейтрализатора – не идеальное решение. Теоретически, он должен служить бесконечно, так как вышеупомянутые драгметаллы служат лишь катализатором, который при химической реакции, как известно, не расходуется. На пpaктике же жизнь катализатора имеет свой предел…
Что их губит?
Отказ каталитического нейтрализатора может произойти по нескольким причинам, хотя, обычно, это процесс постепенный, уловить который без специального оборудования невозможно.
"Сердцевина" большинства катализаторов изготовлена из керамики – материала, известного своей хрупкостью. Автомобиль может на скорости попасть в выбоину, удариться обо что-то или даже просто "чиркнуть" корпусом катализатора по камню, и от этого каталитический "кирпич" может треснуть. После этого потеря "сердцевиной" своих рабочих качеств – дело времени.
Конверторы нового поколения, содержащие металлический монолит, не столь уязвимы по этой части. Разбить их, конечно, можно, но, во всяком случае, не так просто.
Враги катализатора
Кроме физического разрушения существует еще одна частая причина выхода из строя катализатора. Топливо. Он чрезвычайно чувствителен к составу топлива. Если бензин этилированный, то тетраэтил свинца, содержащийся в нем, откладывается на активной поверхности каталитического "кирпича" и быстро "засаливает" ее, от чего всякие реакции прекращаются. Уж, кажется, на заправках и наконечники шлангов стали ставить разного размера, и раздаточные колонки красят в разные цвета, и пишут об этом на каждом углу, а все равно потребители иногда путают и заливают не тот бензин. А ведь достаточно "сжечь" полбака такого бензина, и катализатор погибнет безвозвратно.
Но не только этилированный бензин – враг катализатора. Катализатор можно погубить и неэтилированным, если неисправна система управления двигателем, неполностью сгорает смесь или двигатель сильно изношен.
Тройные каталитические нейтрализаторы ("тройные" потому, что катализатором служит совокупность трех драгоценных металлов) устанавливают только на те машины, двигатели которых оборудованы замкнутой системой контроля выхлопа. Перед катализатором установлен кислородный датчик, который отслеживает состав выхлопа и передает эти данные в центральный процессор. В зависимости от содержания кислорода в выхлопе, БЭУ регулирует состав горючей смеси и зажигание так, чтобы поддерживались их оптимальные значения. Это служит главной защитой для катализатора, а также обеспечивает экономию топлива и эффективность работы двигателя. Катализатор не переносит больших отклонений в составе рабочей смеси. Плохо отрегулированный двигатель с повышенным содержанием углеводородов в выхлопе просто гробят катализатор. Если же смесь слишком бедная, это может вызвать резкий перегрев катализатора, от чего снова пострадает монолит, только уже "физически". Таким образом, "жизнь" катализатора зависит от исправности системы управления двигателем.
Многое зависит и от исправности самого кислородного датчика. С "возрастом" он становится "ленивым" или совсем выходит из строя, что сказывается на составе смеси и, соответственно, на исправности катализатора.
Испортить катализатор может и выхлоп сильно изношенного двигателя, сжигающего масло. Оно, попадая вместе с выхлопом в катализатор, "запекается" на поверхности монолита, подобно лаку, и не дает катализатору работать.
Есть и другие вредные факторы. Например – свечи. Неподходящие свечи не будут давать полного сгорания, что может вызвать в катализаторе губительную реакцию расплавления".
Будьте очень осторожны в применении присадок к бензину или маслу. Большинство об этом не задумывается, а ведь присадки тоже могут вредно воздействовать на катализатор. Если на продукте не написано: "совместим с катализатором", лучше не рискуйте.
Еще один опасный случай – запуск двигателя буксировкой. При этом может происходить попадание в катализатор просто чистого бензина. Это, во-первых, отравляет катализатор, но также может вызвать мгновенную реакцию и даже взрыв. Смотрите также, куда едете – старайтесь не попадать в глубокие лужи. Рабочая температура катализатора составляет порядка 900° С. Внезапное попадание его в воду может быть фатальным.
В целом, замечено, что на срок службы катализатора влияют условия эксплуатации. Больше страдают катализаторы на машинах, эксплуатируемых в городских условиях, когда двигатель часто заводят. С другой стороны, при длительной высокоскоростной езде по магистралям катализатор также портится от того, что перегревается".
Наконец, вы поступите разумно, если станете регулярно осматривать всю систему выхлопа. Если сломаны кронштейны или отвалились резиновые подвески, выхлопная труба будет вибрировать, передавая на катализатор ненужные нагрузки.
2.2.13. Основные неисправности системы смазки ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПРИЧИНА МЕТОД УСТРАНЕНИЯ При включении зажигания не загорается контрольная лампа давления......
19 05 2024 3:34:55
9.13. Подогреватель впускного коллектора Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите провод массы с аккумулятора. 2. Отсоедините электрический разъем от......
18 05 2024 11:11:40
Проверка состояния трaнcмиссионной линии ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Поддомкратьте задок автомобиля и установите его на подпорки. Заберитесь под автомобиль и......
17 05 2024 12:29:15
7.2.2. Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Проверьте надежность заклепочных соединений в нажимном диске. Нажимной диск с поврежденным или отсутствующими......
16 05 2024 17:35:56
Подсветка приборной панели Патрон и лампа накаливания освещения приборов составляют единое целое. На иллюстрации лампа вывернута (стрелка). Слева: за......
15 05 2024 11:54:28
12.12. Блок контрольных ламп ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Блок контрольных ламп 1 – корпус блока; 2 – панель с патронами; 3 – соединительная колодка; 4 – защелка Блок......
14 05 2024 15:52:51
11.24. Кожухи рулевой колонки Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Опустите колонку и снимите руль (см. подраздел 9.2.5. ). 2. На моделях Avalon......
13 05 2024 20:39:16
Проверка состояния защитных чехлов приводных валов ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки. Выверните руль до упора и......
12 05 2024 3:50:27
Проверка компонентов автоматической коробки передач (F4A42) Проверка датчика положения дроссельной заслонки Датчик положения дроссельной заслонки – это......
11 05 2024 11:38:14
2.2.28. Замена топливного фильтра МОДЕЛИ С 4-ЦИЛИНДРОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Осмотрите амортизаторы на наличие следов утечки жидкости. Если......
10 05 2024 6:16:40
17.23. Защитный чехол поршня Снять или отсоединить Разборка суппорта А. ТОРЦОВЫЙ КЛЮЧ 4. ВНУТРЕННЯЯ ЧАСТЬ КОРПУСА СУППОРТА 24. НАРУЖНАЯ ЧАСТЬ КОРПУСА......
09 05 2024 10:46:54
Инструкция по применению хладагента Жидкий хладагент R–134a с высоким содержанием летучих веществ. Попадание его на кожу может закончиться обморожением,......
08 05 2024 4:36:26
Снятие, проверка и установка приводного электромотора вентилятора отопителя СНЯТИЕ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините отрицательный провод от батареи. 2.......
07 05 2024 13:38:43
Снятие и установка центральной консоли СНЯТИЕ 1 Снимите вверх двумя руками рукоятку -2- рычага переключения передач. 2 Отсоедините чехол -1- рычага......
06 05 2024 14:54:13
Замена колодок дисковых тормозных механизмов передних колес Помните, что тормозные колодки подлежат замене только в комплекте и одновременно на обоих......
05 05 2024 12:35:46
7.4.5.4. Ступица заднего колеса (полностью разгруженные полуоси) Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднимите автомобиль и снимите задние колеса.......
04 05 2024 9:25:44
16.1. Технические данные ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Аккумуляторная батарея Наименование Значение Напряжение, В 12 Тип 48–24FL Емкость, (при разрядке в течение 20 ч),......
03 05 2024 18:28:20
Гидравлический Блок/Сборка модуля управления АBS Модуль управления АБС - компонент сборка гидравлического блока/модуля управления АБС и имеет следующие......
02 05 2024 9:15:17
Обслуживание топливного насоса Схема расположения и детали установки основных компонентов системы питания на моделях 2.0 и 2.5 л, оборудованных системой......
01 05 2024 14:26:28
1.6. Периодические осмотры и обслуживание автомобиля ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Важным условием продолжительной эксплуатации автомобиля является проведение......
30 04 2024 14:38:56
1.1.12. Дистанционное радиоуправление замками ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Посредством дистанционного радиоуправления без применения обычных ключей можно осуществлять......
29 04 2024 3:58:34
9.1.2. Проверка толщины диска сцепления в смонтированном состоянии ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Сцепление является саморегулируемой системой и не требует технического......
28 04 2024 21:12:41
14.1.7.4. Зарядка аккумуляторной батареи ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Промаркированные знаком + позиции касаются только необслуживаемой аккумуляторной батареи, которая......
27 04 2024 19:22:41
8.21. Рычаг ручного тормоза Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Установите автомобиль над смотровой ямой. 2. Снимите систему выпуска отработанных газов. 3.......
26 04 2024 23:45:35
Снятие и установка двери задка СНЯТИЕ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите облицовку двери задка, обратитесь к подразделу Снятие и установка облицовки двери......
25 04 2024 5:25:59
Малообслуживаемая аккумуляторная батарея Автомобиль оборудуется так называемыми малообслуживаемыми аккумуляторными батареями. Эти батареи при проведении......
24 04 2024 11:59:36
Приборы освещения ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ К приборам освещения относятся: главные фары, задние фонари, стоп-сигналы, фонари заднего хода, сигналы поворота,......
23 04 2024 0:46:24
3.2.5.4. Центробежный регулятор и регулятор впрыска ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Центробежный регулятор Для обеспечения различных режимов работы двигателя и......
22 04 2024 12:30:42
10.4. Тормозной механизм переднего колеса марки Teves ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Тормозная скоба фирмы Teves 1 – основание скобы; 2 – защитный чехол; 3 – поршень; 4......
21 04 2024 23:36:38
3.5.5. Проверка при помощи вакуумного измерителя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Вакуумный измеритель Типичные показания вакуумного измерителя 1. Низкое постоянное......
20 04 2024 5:34:43
12.9. Крышка багажника ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Крышка багажника, шарнир, стойка (модели Седан) 1. Ограничитель крышки багажника 2. Шарнирный ограничитель, в......
19 04 2024 21:48:37
12.3. Система управления двигателем и трaнcмиссией (типовая схема) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ......
18 04 2024 13:22:20
1.12.2. Блок с плавкими пpeдoxpaнителями под нижней частью панели приборов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Блок с плавкими пpeдoxpaнителями, расположенный под нижней......
17 04 2024 18:36:56
13.8.1. Высота установки педали тормоза Проверка Измерьте расстояние от центра педали тормоза до коврового покрытия пола. Расстояние: 170176 мм......
16 04 2024 7:28:55
3.2.7.2. Сборка двигателя 1,6 дм3 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Идентификационные обозначения и метки правильного положения поршня и шатуна 1 – обозначение диаметра......
15 04 2024 6:44:35
5.2.3.2. Главное реле впрыска и реле топливного насоса ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Проверка главного реле (1988-89 гг.) 1, 2, 3, 4. Контакты Проверка главного реле......
14 04 2024 22:19:29
Снятие, капитальный ремонт и установка колесных цилиндров В случае возникновения необходимости в проведении капитального ремонта колесных цилиндров......
13 04 2024 2:54:21
8.2.1. Агрегаты ABS-системы ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение агрегатов системы ABS 1. Задние датчики скорости 2, 5. Роторы датчиков скорости 3. Выключатель......
12 04 2024 20:34:33
2.12.7. Снятие и установка двигателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Корпус дроссельной заслонки 1 – клапан рециркуляции отработавших газов; 2 – корпус дроссельной......
11 04 2024 19:50:44
4.3.7. Элементы системы впрыска Bosch LU2-Jetronic ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Элементы системы управления двигателем Bosch LU2-Jetronic подобны в действии на систему......
10 04 2024 19:11:19
1.20.3.1.10. Замена свечей зажигания ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Только бензиновый двигатель Требуемый специальный инструмент: свечной ключ, который можно приобрести......
09 04 2024 5:54:47
8.2.4. Датчик положения дроссельной заслонки (ДДЗ) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Датчик положения дроссельной заслонки (ДЛЗ) 1. ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ 2.......
08 04 2024 10:27:35
10.4.6. Насос системы гидроусиления рулевого управления Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините провод минусовой клеммы аккумулятора. 2. Откачайте......
07 04 2024 16:53:33
Темпостат (автоматика поддержания заданной скорости)* Темпостат позволяет запоминать и автоматически поддерживать требуемую скорость на уровне не ниже 30......
06 04 2024 23:15:21
14.7. Расстояние педали тормоза от пола Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Нажмите на педаль тормоза усилием 65 кг и измерьте расстояние от пола до центра......
05 04 2024 6:49:59
Хонингование зеркал цилиндров Перед сборкой двигателя в обязательном порядке проводится хонингование зеркал цилиндров с целью достижения правильной......
04 04 2024 10:50:21
10.19. Система освещения и сигнализации ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ К системе освещения и сигнализации относятся: фары, задние фонари, стоп-сигналы, фонари заднего......
03 04 2024 6:12:26
2.14. Проверка системы охлаждения ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Шланги, как и приводные ремни, быстро изнашиваются – регулярно проверяйте их состояние и......
02 04 2024 22:22:21
14.5.4. Снятие аккумулятора ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение держателя пpeдoxpaнителей над аккумуляторной батареей 1 – крепление положительного провода; 2 –......
01 04 2024 11:53:58
11.10. Суппорт переднего тормоза 11.10.1. Снятие суппорта ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. При наличии снимите колпаки колес, затем ослабьте болты крепления......
31 03 2024 11:46:36
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::