Устройство, обслуживание, ремонт BMW 3 серии E30 1983-1994 – 14.22. Как работает кондиционер, и что делать, если он вышел из строя
14.22. Как работает кондиционер, и что делать, если он вышел из строя
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Будучи когда-то прерогативой только шикарных автомобилей, кондиционер ныне становится неотъемлемой частью все большего и большего числа "обычных" семейных машин. По оценкам специалистов, к началу следующего века половина всех европейских машин будет продаваться с кондиционером как стандартным аксессуаром.
Система кондиционирования, попросту говоря, отбирает у воздуха тепло, а также снижает уровень его влажности. Поэтому, воздух в салоне машины всегда более прохладный и не такой влажный, что создает ощущение свежести.
Как создается микроклимат в салоне?
Стандартная система кондиционирования состоит из нескольких рабочих узлов, соединенных между собой герметичной системой трубок. Она заполнена хладагентом, который переходит из жидкой формы в газообразную и обратно, перенося тепло из салона.
Самой важной деталью, от которой зависит эффективность работы кондиционера, является регулирующий вентиль, который установлен на испарителе, размещенном в салоне автомобиля. Хладагент в виде жидкости под высоким давлением поступает через регулирующий вентиль в испаритель, где разбрызгивается в виде газо-капельной смеси (тумана). Регулирующий вентиль может быть игольчатым или типа диафрагмы. Мы будем рассматривать первый вариант.
Внутри игольчатого вентиля есть маленькое отверстие, а расположенная в отверстии иголка способна больше или меньше перекрывать его, изменяя таким образом эффективное сечение. Игла приводится в действие от термодатчика, помещенного внутри испарителя.
Жидкий хладагент, проходя через маленькое отверстие в вентиле, испаряется и превращается в газ под низким давлением. Этот процесс сопровождается резким падением температуры. Чем меньше отверстие, тем холоднее становится халадагент, то есть температуру в испарителе можно регулировать, вводя или выводя иглу из отверстия. Температура поверхности испарителя должна быть близка к точке замерзания воды, но не ниже ее, иначе на испарителе будет образовываться лед, что затруднит движение воздуха и передачу тепла хладагенту.
Как уже говорилось, вместо игольчатого вентиля иногда, устанавливается диафрагма. В ней нет движущихся частей, поэтому расход хладагента в испаритель не регулируется, но подача его контролируется при помощи термореле или реле давления. Превратившись в газ низкого давления, хладагент проходит по испарителю (теплообменнику) и отбирает тепло у воздуха в салоне. Для большей эффективности этого процесса теплообменник снабжен ребрами. Содержащаяся в воздухе влага конденсируется на внешней поверхности теплообменника и сливается вне салона. Воздух, пройдя через теплообменник, возвращается в салон более холодным и сухим.
Накопленное хладагентом тепло необходимо отдать в атмосферу, для чего хладагент с помощью компрессора направляется в конденсатор (это еще один теплообменник, расположенный обычно в передней части автомобиля).
Компрессор, задача которого – прогонять хладагент по трубкам системы, перенося тепло с низкого температурного уровня на более высокий, работает по принципу насоса и приводится ремнем от двигателя через электромагнитную муфту, чтобы кондиционер можно было отключать. Когда компрессор работает, он создает разрежение, которое "высасывает" газообразный хладагент из испарителя.
Внутри компрессора давление хладагента повышается, и он поступает в конденсатор, но уже в виде газа под высоким давлением. В конденсаторе газ превращается снова в жидкость, при этом содержащееся в ней тепло рассеивается с поверхности конденсатора в атмосферу.
Из конденсатора хладагент – уже в виде жидкости под давлением – снова подается на регулирующий вентиль, и цикл повторяется.
Дополнительные "примочки"
На пpaктике в описанную базовую схему входят еще кое-какие узлы, в частности, ресивер-осушитель, который часто (но не всегда) монтируется между конденсатором и регулирующим вентилем. Это устройство (его иногда называют "аккумулятором") фильтрует хладагент и удаляет из него влагу. Иногда осушитель снабжается цветовым индикатором, который показывает, когда его пора заменить (это значит, что он набрал максимум влаги). В систему трубок (между конденсатором и испарителем) иногда встраивают смотровое стекло, и тогда можно наблюдать за состоянием хладагента (наличие ненужных пузырьков и т. д.).
В систему кондиционирования входят также нагнетатель, прогоняющий воздух через испаритель, и вентилятор с термостатом, повышающий эффективность работы конденсатора. Обычно в систему входит также датчик давления с выключателем. Он расположен рядом с ресивером-осушителем и управляет работой компрессора и вентилятора конденсатора, а также поддерживает оптимальное давление в системе (разное для разных систем).
В большинстве систем над испарителем крепится еще и нагревательный элемент. Поток воздуха с помощью "смесительной заслонки" распределяется между испарителем и нагревателем так, чтобы придать ему желаемую температуру.
А как с экологией?
До недавнего времени в автомобильных кондиционерах применялся фреон R12. Потом было установлено, что содержащиеся в нем хлорфторуглероды губительно воздействуют на озоновый слой, поэтому сейчас выпускать R12 в атмосферу запрещено. К тому же, под воздействием открытого пламени R12 выделяет cмepтельный газ фосген. Пока еще разрешено заполнять им кондиционеры прежних выпусков, как разрешается и эксплуатация этих кондиционеров.
Соответственно, цена на фреон R12 повышается на 5–10% в месяц. В конце концов она станет такой, что "перезаряжать" старые системы станет просто разорительно. Уже сейчас фреон R12 стоит на Западе 150 $ за килограмм, а два года назад стоил 65 $ . В современных системах используется более "экологичный" хладагент – R134А.
Системы, рассчитанные на R134A, устроены так, чтобы при обслуживании и ремонте не было утечек. Для этого в нужных местах установлены специальные клапаны и другие приспособления.
Теоретически, R134А можно закачать и в старый кондиционер, внеся соответствующие изменения. Однако, этот хладагент процентов на 15 менее эффективен, чем R12, поэтому кондиционер старого типа будет с ним работать хуже. Кроме того, существует еще одна проблема: хладагент R134А просачивается, хотя и слабо, через шланги, сделанные из чистой резины. Для этого вещества необходимы специальные шланги с внутренней нейлоновой оплеткой. В то же время в старых системах применяются так называемые "заершенные" соединительные штуцеры, которые способны прорвать эту оплетку. Одним словом, на данный момент выгоднее пользоваться старым хладагентом.
Вообще-то, существуют так называемые "заместительные" хладагенты, предназначенные для замены R12 и не требующие дорогой переделки системы на R134А, но, как говорят специалисты, их нельзя и на пушечный выстрел подпускать к кондиционеру. Некоторые из этих веществ содержат бутан, который может воспламениться внутри системы, кроме того, он погубит тестовое оборудование.
Если вы хотите перейти с R12 на R134А, то лучше всего поменять вместе с хладагентом масло (минеральное на синтетическое) в системе, установить новый ресивер-осушитель, сменить резиновые шланги и проверить работу всех узлов. Тогда есть надежда, что система будет работать удовлетворительно.
Чтобы все работало
Для того, чтобы система кондиционирования хорошо работала, нужно уметь с ней обращаться. Например, многие не знают, что кондиционер только тогда будет работать эффективно, когда в машине закрыты все окна, а также люк. Чтобы быстрее охладить салон в очень жаркий день, нужно на минуту-другую открыть все двери, а когда машину продует – все закрыть и включить кондиционер (при работающем двигателе).
Осушающее воздействие кондиционера снижает запотевание ветрового и боковых стекол салона, поэтому иногда кондиционер полезно включать одновременно с печкой. Правда, некоторые климатические системы не предусматривают одновременной работы кондиционера и печки.
В системе кондиционирования есть масло, которое циркулирует вместе с хладагентом. Если система долго бездействует, некоторые ее детали, в частности, неопреновые прокладки, пересыхают и разрушаются, давая течь. Поэтому желательно раз в неделю включать кондиционер не меньше, чем на десять минут, в том числе и зимой, чтобы масло смазало все узлы системы.
Что можно починить?
Кондиционеры не подлежат "домашнему", любительскому ремонту. Хладагент – вещество капризное, для его полной откачки и закачки нового требуется профессиональное оборудование, а чтобы обеспечить полную герметичность, нужны специальные высокочувствительные приборы для выявления утечек.
Если кондиционер сломался, значит, как минимум, какие-то детали нужно заменить, в том числе специальные трубки и фитинги, но существует множество их типоразмеров. А для крепления трубок к фитингам применяются специальные обжимные приспособления.
Так что, если у вас возникли проблемы с кондиционером, полагайтесь только на специалистов. Обращайтесь в фирмы, которые производят сложный ремонт, а не только закачивают улетучившийся хладагент. Если хладагент "ушел" из системы, то вначале нужно найти причину, иначе новый хладагент улетучится точно так же!
Аналогично, если у вас заклинило компрессор, то просто заменить его недостаточно: через несколько месяцев его снова заклинит. Нужно вначале удалить из системы стружку и другой мусор, а затем промыть ее специальным раствором или азотом. Придется также заменить ресивер-осушитель (в нем осталась стружка) и закачать свежий хладагент.
Чаще всего получает повреждение конденсатор. Он расположен перед автомобильным радиатором и защищен только радиаторной решеткой.
Второй проблемой является отказ игольчатого вентиля (он забивается грязью). Прочищая вентиль, необходимо удалить из него грязь, а не проталкивать ее внутрь!
Возникают и другие проблемы – например, шумит компрессор. Обычно, это говорит о его близком конце.
Легко проверить состояние приводного ремня. В некоторых машинах компрессор приводится отдельным ремнем. Это удачный вариант. Однако современные автомобили часто оборудованы длинным "многофункциональным" ремнем, который приводит в движение сразу несколько устройств, часто, в том числе, и водяной насос. Так что, если подшипник ведущего шкива компрессора кондиционера вдруг заклинит, вы никуда не уедете, пока не найдете ремень меньшего размера, чтобы "обойти" компрессор!
Другие аспекты
Если все-таки произошла утечка хладагента через резиновые шланги, то их замена довольно проблематична, так как трудно надежно загерметизировать новые шланги на старых алюминиевых фитингах.
Имейте в виду, что кондиционер может не включиться, если окружающая температура ниже заданной или если давление в системе намного ниже (утечка хладагента) или выше оптимального.
К нарушениям в работе кондиционера приводят также избыток масла, хладагента, попадание в систему воздуха или влаги, сильное загрязнение ребер конденсатора или испарителя, неисправность системы охлаждения автомобиля (перегрев), а также проскальзывание муфты компрессора.
Снятие и установка головки цилиндров Модели 520i, 523i, 528i (двигатель М52) Признаками повреждения уплотнительной прокладки головки цилиндров являются:......
31 05 2024 19:21:42
12.16. Тросик внутреннего дверного замка Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1) снимите декоративную панель двери 2) открепите тросик 3) вытяните тросик и дверной......
30 05 2024 1:23:35
2.5. Коленчатый вал ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Коленчатый вал 1 – болт, 54–59 Н•м; 2 – коренной вкладыш; 3 – коленчатый вал; 4 – коренной вкладыш; 5 – крышка......
29 05 2024 9:55:46
12.24. Оборудование салона 12.24.1. Передняя панель и щиток приборов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Передняя панель (1992-98) 1. Рукоятка привода замка капота 2. Кнопка......
28 05 2024 13:43:16
6.1.2. Использование неэтилированного бензина ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Топливо, рекомендуемое к использованию, указано в подразделе 6.1.1 . Пригодными являются......
27 05 2024 3:39:32
Замена защитного чехла внутреннего ШРУСа левого приводного вала (модели с РКПП) ЗАМЕНА 1. Снимите приводной вал (обратитесь к Разделу Снятие и установка......
26 05 2024 3:19:13
18.19. Упор капота Снять или отсоединить П О Р Я Д О К В Ы П О Л Н Е Н И Я 1. Поднять капот и удерживать его в поднятом положении. 2. Вынуть конец упора из петли,......
25 05 2024 5:21:45
5.2. Охлаждающая жидкость 5.2.1. Бензиновые двигатели ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 1. Блок цилиндров двигателя 2. Головка блока цилиндров 3. Насос системы жидкостного......
24 05 2024 13:12:12
14.1.11. Комбинация приборов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение винтов крепления комбинации приборов на моделях с 1990 по 1994 год Расположение винтов крепления......
23 05 2024 8:29:11
Снятие и установка главного цилиндра сцепления Детали установки главного цилиндра сцепления 10 — Кронштейн педали 11 — Главный цилиндр 12, 29 — Стопopные......
22 05 2024 3:22:23
13.17. Очистка водосточного желоба ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Передний водосточный желоб люка 1 – передний водосточный желоб; 2 – шланговая насадка Задний......
21 05 2024 17:55:20
Снятие и установка каталитических преобразователей на дизельных моделях М612 Первичный каталитический преобразователь Детали установки первичного......
20 05 2024 3:39:27
9.13. Переднее сидение ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Крепление сидения без станины 1. Шестигранный винт 2. Винт с внутренним шестигранником 3. Механизм регулировки 4.......
19 05 2024 19:42:24
3.3.16. Проверка зазора в направляющих втулках клапанов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Для проверки зазора между направляющими втулками и стержнями клапанов необходимо......
18 05 2024 17:29:48
Идентификацонные номера автомобиля Усовершенствование выпускаемой продукции является непрерывным процессом любого поточного производства. При этом, за......
17 05 2024 23:40:11
Обслуживание системы охлаждения (опорожнение, промывка и заправка) Не допускайте попадания антифриза на открытые участки тела и окрашенные поверхности......
16 05 2024 5:20:58
Последние пять лет Китай занимает лидирующее место среди авторынков мира. И лучшие китайские грузовые автомобили владеют чуть ли не половиной этого рынка…...
15 05 2024 7:46:10
Проверка герметичности камер сгорания Проверка компрессии Проверка производится при помощи специального компрессометра для дизельных двигателей,......
14 05 2024 23:32:32
4.5.10. Снятие и установка масляного насоса ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение болтов крепления масляного насоса на двигателе 1,7 л Винты крепления масляного......
13 05 2024 9:51:56
3.12.2. Установка ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Установка прокладки головки блока цилиндров ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров......
12 05 2024 5:29:54
Отопление и вентиляция Устройство отопления и вентиляции (вид с правой стороны) 1 — впускное отверстие воздуха; 2 — добавочное сопротивление двигателя......
11 05 2024 23:27:44
19.11. Проверка вакуумного усилителя тормозов Проверка без измерительного прибора Этап 1 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. При выключенном двигателе несколько раз......
10 05 2024 15:41:34
3.1.4.12. Трос пускового устройства ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Элементы пускового устройства с ручным приводом 1 – ось; 2 – язычок привода оси; 3 – крышка; 4 – рычаг......
09 05 2024 15:31:16
5.3.7. Удаление воздуха из системы питания ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Если один раз бак был oпopoжнен или, если была заменена деталь системы питания, то, как......
08 05 2024 15:32:33
Проверка исправности функционирования системы запуска ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отказ стартера при повороте ключа зажигания в соответствующее положение может......
07 05 2024 20:40:13
11.11. Снятие и установка двери ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять обивку двери. 2. Отсоединить колодки с проводами от разъемов на двери и вывести проводку из......
06 05 2024 14:34:29
12.56. Кожухи рулевой колонки Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поверните рулевое колесо, снимите колпачки и открутите два передних крепежных винта. 2.......
05 05 2024 4:24:42
Двигатель Общие параметры Отдельные хаpaктеристики приведены также в тексте Главы и в случае обязательности их выполнения выделены жирным шрифтом.......
04 05 2024 15:55:36
15.13. Компрессор кондиционера 1 – компрессор кондиционера; 2 – болт, 20,4–30,6 Н•м; 3 – шкив компрессора кондиционера; 4 – болт, 17 Н•м; 5 – кронштейн......
03 05 2024 19:58:17
Снятие и установка на место сборки воздухоочистителя Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Ослабьте хомут и отсоедините от крышки воздухоочистителя впускной......
02 05 2024 11:17:22
2.6.6. Ремни безопасности ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Ремни безопасности очищайте только мягким мыльным раствором во вмонтированном состоянии, не применяйте для......
01 05 2024 0:47:30
18.12. Проверка обогревателя заднего стекла О Б Щ И Е С В Е Д Е Н И Я Предупреждение Для проверки обогревателя заднего стекла оберните щуп вольтметра алюминиевой......
30 04 2024 5:24:38
6.3.3. Блок управления системой предпускового подогрева ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение блока управления системой предпускового подогрева на двигателях......
29 04 2024 8:52:12
2.25. Замена охлаждающей жидкости и промывка системы охлаждения ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Когда система охлаждения засоряется, и охлаждающая жидкость приобретает......
28 04 2024 14:15:42
Снятие и установка клапана-регулятора давления топлива 1 — Топливная магистраль (163.113)/клапанная сборка (163.128) 2 — Болты (TORX) Y74 —......
27 04 2024 5:29:34
14.1.4. Составные части дополнительных приборов в центральной стойке ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Составные части дополнительных приборов в центральной стойке 1.......
26 04 2024 6:15:47
3.5.2.3. Бензиновые двигатели DOHC 1,8 и 2,0 л ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Головка блока цилиндров Максимально допустимая неплоскосность нижней поверхности головки......
25 04 2024 10:23:51
Комбинированное реле - детали установки Детали установки комбинированного реле на моделях по 08.95 г. вып. 1 — Крышка коробки пpeдoxpaнителей 2 —......
24 04 2024 6:41:12
1.8.3. Складывание сидений ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Сложите ремни безопасности, прикрепленные к сиденью. 2. Снимите подголовники сидений и вставьте их в......
23 04 2024 17:36:12
3.1.19. Маховик (ведущий диск гидротрaнcформатора) Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднимите автомобиль и установите на подставки. Снимите трaнcмиссию......
22 04 2024 7:34:37
4.2.19. Снятие и установка двигателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Снятие двигателя можно производить вместе с коробкой передач или без коробки передач, оставляя ее на......
21 04 2024 12:34:19
12.5.2. Ремонт суппорта ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Используя маленькую отвертку, снимите пылезащитный чехол с поршня суппорта. 2. Извлеките поршень из......
20 04 2024 11:46:43
12.3. Передний бампер Снятие МОДЕЛИ AUDI 100 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите решетку радиатора и противотуманные фары. 2. Открутите крепежные болты......
19 04 2024 14:20:12
Проверка пылезащитных колпачков Шарниры между поперечным рычагом независимой подвески и поворотным кулаком являются необслуживаемыми. Шаровая опора......
18 04 2024 1:53:20
Снятие и установка штекера свечи зажигания СНЯТИЕ 1. Снимите катушку зажигания, обратитесь к Разделу Снятие и установка катушки зажигания . 2.......
17 04 2024 2:19:59
2.2.6. Передняя крышка 1 – сетчатый масляный фильтр; 2 – болт, 15-22 Н•м; 3 – прокладка; 4 – пробка; 5 – пружина; 6 – болт, 20-27 Н•м; 7 – переднее......
16 04 2024 4:58:49
11.25. Снятие и установка отопителя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Система отопления и вентиляции 1 – нижний воздуховод; 2 – механизм регулировки подачи воздуха; 3 –......
15 04 2024 2:52:12
1.1.23. Регулировка положения рулевого колеса ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Положение рулевого колеса может регулироваться по высоте и глубине. Для этого поднимите......
14 04 2024 6:55:43
5.7. Элементы системы выпуска отработавших газов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 1 – основной глушитель; 2 – предварительный глушитель; 3 – каталитический нейтрализатор;......
13 04 2024 16:17:59
15.2. Регулировка углов установки передних колес Предварительна проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Проверьте давление в шинах и при необходимости доведите......
12 04 2024 5:30:10
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::