Устройство, обслуживание, ремонт Subaru Forester – Конструктивные особенности и принцип функционирования двигателя, – общая информация и регулировка клапанных зазоров
Конструктивные особенности и принцип функционирования двигателя, – общая информация и регулировка клапанных зазоров
В данной Главе описывается устройство и процедуры обслуживания двигателей двух типов: с одним (SOHC) или двумя (DOHC) распределительными валами для каждой из головок цилиндров.
Двигатели SOHC
Горизонтальный, 4-цилиндровый, оппозитный 4-тактный бензиновый двигатель жидкостного охлаждения, оснащенный 16-клапанным механизмом газораспределения с одним распределительным валом для каждой из головок цилиндров.
Схема расположения основных компонентов 4-цилиндрового оппозитного двигателя SOHC
Двигатель имеет следующие конструктивные особенности:
Двигатели DOHC
Четырехтактный оппозитный двигатель с турбонаддувом, оборудован 16-клапанным механизмом газораспределения с двумя распределительными валами для каждой из головок цилиндров.
Схема расположения основных компонентов 4-цилиндрового оппозитного двигателя DOHC
Гидрокорректоры клапанных зазоров установлены в опорах одноплечих коромысел привода клапанов, а не в самих коромыслах.
Четыре распределительного вала (по два на каждую из головок) приводятся в действие одним зубчатым ремнем, усилие натяжение которого регулируется автоматически.
Зубчатый ремень привода ГРМ
Распределительные валы левой и правой головок цилиндров приводятся в действие одним зубчатым ремнем. Кроме того, тыльной стороной того же ремня осуществляется привод водяного насоса.
Схема прокладки газораспределительного ремня на двигателях SOHC
* Поршень первого цилиндра находится в положении ВМТ конца такта сжатия при совмещении данной метки с ответной риской на блоке.
** Поршень 1-го цилиндра находится в положении ВМТ 1-го цилиндра при совмещении данной метки с ответной риской на крышке привода ГРМ.
Схема прокладки газораспределительного ремня на двигателях DOHC
* Поршень первого цилиндра находится в положении ВМТ конца такта сжатия при совмещении данной метки с ответной риской на блоке
** Поршень 1-го цилиндра находится в положении ВМТ 1-го цилиндра при совмещении данной метки с ответной риской на крышке привода ГРМ
Ремень изготовлен из термостойкой резины и армирован стальным износостойким кордом.
Регулировка натяжения газораспределительного ремня осуществляется автоматически при помощи гидравлического натяжителя.
Необходимое усилие натяжения газораспределительного ремня поддерживается штоком автоматического натяжителя, отжимающим натяжной ролик. Ось поворота ролика не совпадает с осью его вращения, в результате создается крутящий момент, прикладываемый к ролику за счет усилия, развиваемого основной пружиной, помещенной внутрь сборки натяжителя.
Конструкция автоматического гидравлического натяжителя газораспределительного ремня
Под воздействием усилия, развиваемого основной пружиной, шток натяжителя перемещается влево, благодаря чему гидравлическое давление (заполняющая устройство силиконовая смазка постоянно находится под давлением, создаваемым поджимающей пружиной, расположенной с внешней стороны резервуара натяжителя) отжимает шарик клапана и смазка поступает внутрь рабочей камеры натяжителя. Разворачивание натяжного ролика продолжается до тех пор, пока усилие реакции, прикладываемой со стороны ленты ремня, не уравновесит усилие, развиваемое основной пружиной натяжителя.
Резкое возрастание усилия реакции со стороны ремня может привести к чрезмерному натяжению последнего, во избежание чего небольшое количество смазки выдавливается из рабочей камеры натяжителя в специальный ресивер через зазор посадка штока в корпусе сборки. Смазка будет перекачиваться в ресивер до тех пор, пока не будет достигнуто состояние равновесия (между усилием реакции ремня и суммарным усилием основной пружины и гидравлического давления в рабочей камере).
Зубчатый ремень помещается под крышкой привода ГРМ. Крышка изготовлена из жаростойкой ударопрочной пластмассы, поверхность стыка кожуха с блоком цилиндров герметизируется с помощью резиновой вставки, что предотвращает загрязнение ремня, а также позволяет снизить уровень шумов и вибраций, издаваемых двигателем при работе.
На переднюю поверхность крышки привода ГРМ нанесены метки, позволяющие осуществлять проверку правильности установки угла опережения зажигания.
Механизм привода клапанов
Двигатели SOHC
В осевые отверстия коромысел привода клапанов запрессованы износостойкие втулки, а в поверхности, взаимодействующие с кулачками распределительного вала залиты специальные вкладыши из металлокерамики.
Рабочие концы коромысел оборудованы гидравлическими корректорами клапанных зазоров, поддерживающими нулевые значения последних. Применение гидрокорректоров позволяет в существенной мере снизить уровень производимых двигателем шумов, кроме того, отпадает необходимость в периодической регулировке клапанного механизма.
Схема установки коромысел привода клапанов на двигателях SOHC
1 — Лыска на теле оси |
5 — Коромысла впускных клапанов |
Коромысла выпускных клапанов напоминают по форме букву Y и воздействуют на оба впускных клапана своих цилиндров одновременно.
В оси коромысел предусмотрен внутренний маслоток, оборудованный встроенным редукционным клапаном.
Двигатели DOHC
Схема функционирования механизма привода клапанов на двигателях DOHC
1 — Рычаг привода клапана |
|
В двигателях DOHC сборки коромысел с осями отсутствуют, – кулачки распределительного вала воздействуют на клапаны через одноплечие рычаги, в опоры которых вмонтированы гидрокорректоры клапанных зазоров.
Клапанный механизм, – общая информация, регулировка клапанных зазоров
Общая информация
Принцип функционирования гидрокорректоров клапанных зазоров
А — При открывании клапана |
|
Некоторые двигатели могут быть оборудованы гидравлическими корректорами клапанных зазоров. Сборки гидрокорректоров устанавливаются в рабочие концы коромысел привода каждого из клапанов (двигатели SOHC), либо помещаются в опоры одноплечих приводных рычагов (двигатели DOHC).
На моделях без гидрокорректоров регулировка клапанных зазоров должна производиться на регулярной основе в соответствии с графиком текущего обслуживания (см. Главу Текущее обслуживание).
Регулировка зазоров
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|||
|
Позиционирование распределительных валов для регулировки впускного клапана 1-го цилиндра и выпускного клапана 3-го цилиндра
Позиционирование распределительных валов для регулировки выпускного клапана 2-го цилиндра и впускного клапана 3-го цилиндра
Позиционирование распределительных валов для регулировки впускного клапана 2-го цилиндра и выпускного клапана 4-го цилиндра
Позиционирование распределительных валов для регулировки вsпускного клапана 1-го цилиндра и впускного клапана 4-го цилиндра
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
||||||||||
|
Сборка производится в порядке, обратном порядку демонтажа компонентов.
Распределительные валы
Двигатели SOHC
Конструкция распределительных валов двигателей SOHC
1 — Распределительный вал левой головки цилиндров |
|
Конструкция распределительных валов представлена на сопроводительной иллюстрации.
Рабочие поверхности кулачков распределительных валов подвергаются специальной обработке, в значительной мере повышающей их износостойкость.
Распределительный вал правой головки цилиндров устанавливается в трех разъемных опорах, левой – в четырех. Оба вала оборудованы упopными фланцами, обеспечивающими контроль осевого люфта сборок.
Двигатели DOHC
Конструкция распределительных валов двигателей DOHC
Конструкция распределительных валов представлена на сопроводительной иллюстрации.
В двигателях DOHC каждая из головок цилиндров оборудована двумя распределительными валами, – одним впускным и одним выпускным, приводящими в действие одноименные клапаны.
Рабочие поверхности кулачков закалены.
Каждый из валов устанавливается в головке в трех разъемных опорах.
Осевой люфт сборок контролируется специальными опopными фланцами.
Головка цилиндров
Камеры сгорания шатрового типа, с центральным расположением свечей зажигания. На каждый цилиндр приходится по четыре клапана, – два впускных и два выпускных.
Прокладки газовых стыков выполнены из углеродного, не содержащего асбест материала с металлической окантовкой камер сгорания.
Блок цилиндров
Блок цилиндров выполнен из алюминиевого сплава методом литья под давлением и оборудован изготовленными из чугуна сухими гильзами цилиндров.
Масляный насос располагается посередине в передней части блока, водяной насос – в передней части левого полублока. В задней части правого полублока установлен маслоотделитель системы вентиляции картера.
Коленчатый вал
Полноопopный коленчатый вал устанавливается в пяти коренных подшипниках блока. Коренные и шатунные шайки вала для повышения прочности оборудованы галтелями. Вкладыши коренных подшипников изготавливаются из алюминиевого сплава. Третий подшипник оборудован фланцами и является упopным.
Поршни
Отверстия под поршневые пальцы выполнены со смещением относительно центра поршня. В поршнях 1-го и 3-го цилиндров отверстия смещены вниз, 2-го и 4-го – вверх.
Во избежание контакта поршней с клапанами при нарушении установок фаз газораспределения в днищах поршней предусмотрены специальные выборки. На поверхность днища наносится маркировка, однозначно определяющая положение поршня на двигателе.
Конструкция поршня
Каждый поршень укомплектован двумя компрессионными кольцами и одним маслосъемным. Верхнее компрессионное кольцо имеет внутреннюю коническую фаску. Второе компрессионное кольцо – скребкового типа отличается ступенчатой формой рабочей поверхности, обеспечивающей дополнительную гарантию предотвращения попадания масла в камеру сгорания. Маслосъемное кольцо – комбинированного типа состоит из двух рабочих секций и одного пружинного расширителя.
4.7. Шкив коленчатого вала Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднимите переднюю часть автомобиля и зафиксируйте на подставках. Снимите правое переднее колесо.......
18 05 2024 0:55:18
3.3.28. Снятие и установка форсунок ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Неисправные форсунки могут вызвать сильный стук при работе двигателя и повредить подшипники. При......
17 05 2024 21:38:37
10.21. Общие рекомендации по разборке коробки передач ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Перед разборкой коробки передач слейте трaнcмиссионную жидкость ATF. 2.......
16 05 2024 13:26:33
Стойка задней подвески Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Сложите заднее сидение. Выверните три гайки верхнего крепления задней стойки. Снимите заднее колесо.......
15 05 2024 14:53:24
5.4.2.4. Дифференциал ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Снятие ведомой шестерни главной пары и разборка корпуса дифференциала связаны с определенными трудностями и наличием......
14 05 2024 19:57:12
3.2.1.4.4. Головка блока цилиндров, регулировка системы газораспределения ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Система газораспределения 1 – зубчатый ремень привода системы......
13 05 2024 15:22:53
5.9. Снятие и установка впускного коллектора ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Разъемы жгута проводов системы впрыска топлива Разъем жгута проводов указан стрелкой. Места......
12 05 2024 23:33:35
Проверка установленного генератора ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ При нормальном движении лампа контроля заряда должна погаснуть. В противном случае, неисправность......
11 05 2024 13:41:57
Масляный клапан (OCV) Механизм изменения момента открытия и закрытия клапанов (CVVT) установлен на распределительном валу впускных клапанов и......
10 05 2024 2:50:27
13.10.13. Снятие и установка цилиндра замка задней двери ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Освободите скобы крепления и снимите обивку задней двери. 2. Отвинтите две......
09 05 2024 15:39:51
Сцепление На всех моделях, оборудованных РКПП, используется однодисковое сцепление сухого типа с диафрагменной пружиной. Ступица фрикционного (ведомого)......
08 05 2024 21:45:45
1.20.3.5.1. Проверка герметичности внешним осмотором ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Возможны следующие места утечки: – соединение блока цилиндров с коробкой передач......
07 05 2024 8:34:35
3.2.1.2. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Код двигателя: 1896 см 3 , прямой впрыск, турбонаддув, 66 кВт 1Z, AHU Диаметр цилиндра: 1Z, AHU 79,5......
06 05 2024 10:10:53
Снятие, установка и регулировка дверных стекол и компонентов стеклоподъемников Детали установки стекла и компонентов стеклоподъемника передней двери 1 —......
05 05 2024 13:44:55
14.6.11. Система освещения салона ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ МОДЕЛИ ВЫПУСКА ДО 1995 Г. 22 – лампа подсветки переключателя освещения; 23 – аккумуляторная батарея; 31......
04 05 2024 5:57:15
3.1.20. Сальники коленчатого вала П Е Р Е Д Н И Й С А Л Ь Н И К Снятие П О Р Я Д О К В Ы П О Л Н Е Н И Я 1. Снимите звездочку коленчатого вала. 2. В моделях С18NZ, C20NE снимите......
03 05 2024 1:12:52
19.6. Выключатель света заднего хода Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Фонари заднего хода включаются выключателем плунжерного типа, расположенным в задней......
02 05 2024 10:30:59
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ В состав системы охлаждения закрытого типа входят водяной насос, радиатор с поперечным потоком, вентилятор радиатора с электрическим......
01 05 2024 18:15:16
11.8.1. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Автомобиль Ауди-Купе Колесная база 2548.5 мм Расстояние между колесами при собственной массе......
30 04 2024 12:28:46
7.2. Датчик положения распределительного вала Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи. 2.......
29 04 2024 19:14:16
9.1. Общая информация ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Рулевое колесо с четырьмя спицами 1 – рулевое колесо, 2 – электрический разъем, 3 – фиксирующие скобы, 4 – подушка......
28 04 2024 0:14:42
12.3.28. Вентилятор радиатора (работа после остановки двигателя) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ F18 – датчик включения вентилятора; F23 – выключатель компрессора......
27 04 2024 4:40:59
Система рециркуляции отработавших газов (система EGR) Топливная система дизельного двигателя оборудована системой рециркуляции отработавших газов......
26 04 2024 5:36:13
1.5.4. Техническое обслуживание, проводимое два раза в год ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Уровень жидкости в бачке рулевого усилителя Проверяйте и поддерживайте......
25 04 2024 3:23:11
2.12. Клиновой ремень 2.12.1. Клиновой ремень генератора или генератора и водяной помпы ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение В зависимости от оснащенности и с......
24 04 2024 5:46:58
3.4.4. Система зажигания ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Схема зажигания автомобилей 1980-87 гг. 1, 10. Плавкая вставка 2, 9. Замок зажигания 3. Разъем со стороны замка......
23 04 2024 15:42:17
Замена лампы подсветки панели блока управления отоплением ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Снимите блок управления отопителем (см. Главу Системы охлаждения двигателя,......
22 04 2024 14:13:26
14.3.3.1. Расположение элементов электрооборудования ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Элементы системы многоточечного впрыска топлива 1. Красный датчик детонационного......
21 04 2024 18:22:46
21.3. Замена масла в задней главной передаче ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Отвинчивание пробки слива масла с задней главной передачи ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Произведите......
20 04 2024 6:32:53
Меры предосторожности Меры предосторожности при работе с автомобилями, оборудованными подушками безопасности Конфигурация компонентов системы «air bag»......
19 04 2024 7:21:26
График текущего обслуживания Предлагаемые рекомендации предполагают самостоятельное выполнение процедур обслуживания автомобиля его владельцем в отличие......
18 04 2024 2:39:57
Приемы эксплуатации Основные предостережения Автомобиль Nissan обеспечит владельцу оптимальные хаpaктеристики и продемонстрирует высокие эксплуатационные......
17 04 2024 8:45:15
Проверка уровня жидкости системы гидроусиления руля Два раза в год или каждые 10000 км пробега (что наступит раньше) Периодически проверяйте уровень......
16 04 2024 21:47:16
9.3.12. Ступица с ручной разблокировкой ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Ступица переднего колеса с ручной блокировкой 1. Колпак 2. Прокладка 3. Стопороное кольцо 4. Шайба......
15 04 2024 19:46:28
Электрооборудование двигателя Спецификации Общие параметры Длина щеток генератора, мм Новые щетки 10.41 Минимальное допустимое значение 1.52 Напряжение......
14 04 2024 3:51:51
9.2.2. Подшипники ступицы колеса Установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1) установите внешнюю обойму внутреннего подшипника ступицы колеса 2) установите внешнюю......
13 04 2024 19:39:38
1.7. Мойка машины ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Мыть машину, по возможности, не откладывая, сразу после поездки. Следы от насекомых перед мойкой машины вначале......
12 04 2024 15:28:26
22.10.2. Модели с неподвижным суппортом с двумя поршнями ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Не отвинчивайте болты, крепящие обе части суппорта друг к другу. В......
11 04 2024 13:38:30
Проверка уровня моторного масла ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке. Прогрейте двигатель до нормальной рабочей......
10 04 2024 7:52:20
5.2. Проверка термостата масляного насоса ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите термостат с кронштейна масляного фильтра. 2. Замерьте расстояние А между опopной......
09 04 2024 5:45:43
1.3.2. Каждые 15 000 км или 12 месяцев Замена масла и масляного фильтра (бензиновые двигатели) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение пробки слива масла на......
08 04 2024 6:51:24
11.10.1.3. Сборка ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Приводные валы на моделях с двигателями 5S-FE 1 – противопылевой колпак; 2 – обжимное кольцо; 3 – подшипник; 4 –......
07 04 2024 19:16:47
3.2.7. Ремень и звездочки распредвалов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Детали привода распредвала (3,0 л) 1. Звездочка распредвала (правая) 2. Звездочка распредвала......
06 04 2024 15:14:23
10.1.3. Снятие и установка рычага переключения передач ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите центральную консоль. 2. Установите рычаг переключения передач в......
05 04 2024 17:21:50
Проверка и регулировка максимальных оборотов двигателя Максимальная частота вращения двигателя контролируется ECM и регулировке силами владельца......
04 04 2024 23:29:35
Технические хаpaктеристики вращающего момента затяжки Крепежная деталь Вращающий момент затяжки Н•м Кг-м Фунт-фут Реле давления масла 14 1.4 10.5......
03 04 2024 7:37:39
1.10.5. Переключатель освещения ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Выключено Подфарники Ближний и дальний свет Потянуть – внутреннее освещение При и включаются также задние......
02 04 2024 2:59:42
Расположение узлов Расположение блока управления кузовной электроникой и связанных систем A — компоненты электрозамка двери B — приборная панель......
01 04 2024 6:12:31
1.20.2. Техническое обслуживание трaнcмиссии ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Через каждые 15 000 км пробега необходимо: 1. Проверить герметичность гидропривода сцепления.......
31 03 2024 4:18:46
Снятие и установка блока управления Компоненты установки панели управления отопителем и К/В 1 — Верхняя секция центральной консоли; 2 —......
30 03 2024 18:28:29
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::