Ремонт и эксплуатация автомобиля Ауди 100/А6 – 14.16. Тормозная система
14.16. Тормозная система
14.16.1. Особенности эксплуатации тормозной системы
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Опытные автомобилисты знают, что дождливым летом тормозная система машины почему-то становится более капризной, чем, например, в жару. Неприятности могут начаться прямо в тараже. Пришли вы ранним утром к своему автомобилю, сели за руль и только дотронулись до педали тормоза, – как она, родимая, безвольно провалилась до самого пола. И что досадно – ведь еще вчера педаль была привычно жесткая. Правда, свободный ход был больше обычного, но вы, вероятно, не придали этому значения. А зря… Теперь же в расстроенных чувствах вы выходите из автомобиля и заглядываете под него. Так и есть: на тыльной стороне одного из опopных щитов задних колес и на тормозном баpaбане обширные подтеки тормозной жидкости. Открыв затем капот и заглянув в резервный бак с тормозной жидкостью, убеждаетесь, что почти вся она вытекла. Дела плохи. О поездке не может быть и речи. Нужен ремонт. Но из-за чего же такое произошло? И почему так внезапно?
Ну, во-первых, не так уж и внезапно. Скорее всего, вы просто не замечали начала подтекания раньше. А во-вторых, давайте разберемся в причинах такого отказа тормозного привода, к сожалению, хаpaктерного для автомобилей почтенного возраста.
Вспомним основы конструкции современного гидравлического привода тормозных механизмов. Он включает главный тормозной цилиндр с резервным баком для тормозной жидкости, вакуумный усилитель, двухконтурный регулятор давления в задних тормозных механизмах и педаль тормоза. Гидравлический привод тормозных механизмов разделен на два независимых контура. Один контур обеспечивает работу правого переднего и левого заднего колес, другой – левого переднего и правого заднего. Такая диагональная схема разделения контуров сегодня широко распространена в легковых автомобилях ведущих мировых фирм. Она значительно повышает безопасность движения по сравнению с ранее применявшимися схемами.
Давление жидкости в трубопроводах и колесных тормозных цилиндрах при интенсивном торможении может достигать 10–12 Мпа (100–120 кг/см’). Поэтому уплотнение всех трубопроводов, а тем более, подвижных частей привода – важнейшее требование к конструкции. И если неподвижные соединения трубопроводов герметизировать сравнительно легко, то подвижные части – поршни главного тормозного цилиндра, колесных цилиндров и усилителя – уплотнить сложнее.
Мировая пpaктика производителей автомобилей знает сегодня два вида резиновых уплотнителей манжет: сплошные, чашеобразные, без центрального отверстия и в виде резиновых шайб с выпуклой внешней поверхностью. Первые сегодня применяются редко, вторые – наиболее распространены, как более дешевые и технологичные.
Конструкцию и принцип работы такого уплотнения рассмотрим на примере типичной конструкции главного тормозного цилиндра тандемного типа. В его корпусе размещены два подвижных поршня, создающие два независимых контура тормозного привода. Герметичность задней части поршня обеспечена резиновым манжетом. Однако этот манжет не предотвратит вытекание жидкости наружу, если основное уплотнение – манжет – износился. Это скорее пыльник, защищающий поршень от грязи с внешней стороны. Основное уплотнение поршней – манжеты. До начала торможения поршни неподвижны, а манжеты не соприкасаются с их торцевыми поверхностями, поскольку удерживаются распopными кольцами, упирающимися в установочные болты. При таком положении поршней полости цилиндра заполняются тормозной жидкостью, проходящей из резервного бачка через зазоры между манжетом и поршнем. Основные манжеты имеют сечение тороидальной формы. Их наружный диаметр в свободном состоянии чуть превышает внутренний диаметр тормозного цилиндра. Поэтому, если манжет не подвергается давлению тормозной жидкости, то лишь его средний наружный поясок соприкасается с зеркалом цилиндра. Именно поэтому при малейшем износе внешней стороны манжета – пусть это будет всего одна единственная риска – жидкость начнет вытекать наружу. И это, заметьте, при стоянке автомобиля.
При нажатии на педаль тормоза поршень перемещается вперед и входит в контакт с торцевой поверхностью манжета. Надежность контакта обеспечена пружиной. С этого момента сообщение внутренней полости с резервным бачком прекращается, а давление в цилиндре и в трубопроводах начинает возрастать. Под действием этого давления жидкости манжет раздается в радиальном направлении и надежно прижимается к зеркалу цилиндра всей внешней поверхностью.
Второй, плавающий, поршень главного тормозного цилиндра перемещается под давлением жидкости, а работа его манжета ничем не отличается от описанной. Точно так же работают и манжеты колесных тормозных цилиндров. Из-за того, что в промежутках между торможениями площадь контакта манжет с цилиндрами минимальна, обеспечивается хорошая смазка поверхностей цилиндра тормозной жидкостью. Кроме того, начало торможения происходит плавно, без рывков, что существенно улучшает комфортабельность и безопасность движения автомобиля.
Полости, образующиеся между деталями главного тормозного цилиндра в промежутках между торможениями, имеют объем, полностью обеспечивающий компенсацию теплового расширения тормозной жидкости при многократном или длительном торможении, исключая тем самым самозаклинивание тормозных механизмов. Кроме того, свободная циркуляция жидкости при прогреве и последующем охлаждении системы уменьшает вероятность засорения цилиндров грязью, а также облегчает самопроизвольное удаление пузырьков воздуха из главного тормозного цилиндра (из колесных цилиндров воздух, к сожалению, сам собой не удалится – нужна прокачка системы).
Так что же предпринять, если тормоза потекли? Начнем с наиболее распространенного – с ремонта колесных тормозных механизмов. Цилиндры задних баpaбанных тормозных механизмов текут чаще передних дисковых (для дисковых хаpaктерно заклинивание поршней, а не протекание манжет). Предлагаем последовательность действий, выполнение которых вполне под силу любому водителю и не требует каких-либо специальных приспособлений.
Прежде всего нужно ослабить болты или гайки крепления колес, а затем, подняв автомобиль домкратом и подставив под него страховочную подставку, снять колесо. Далее необходимо снять тормозной баpaбан. На многих автомобилях он ничем более не закреплен и после демонтажа колеса легко снимается вручную. В случае же крепления, кроме колесных болтов, еще и направляющими винтами снятие баpaбана составляет определенную трудность. Часто после откручивания этих винтов баpaбан не удается снять с центрирующего посадочного пояска полуоси. Особенно если он после заводской сборки никогда не снимался и, как говорят, прикипел.
Следует, конечно, попробовать закрутить снятые направляющие винты в специальные резьбовые отверстия, действуя ими, как съемником. Однако часто это ведет лишь к срыванию резьбы, а баpaбан – не шелохнется. Тогда прибегают к следующей операции. Надежно зафиксировав подкладками стоящие на земле колеса, запускают двигатель, включают пониженную передачу и при вращении баpaбана с небольшой скоростью резко нажимают на педаль тормоза. В случае, если гидравлический привод не работает, резко тормозят стояночным тормозом. Как правило, при таком динамическом нагружении полуось проворачивается в отверстии баpaбана, после чего снять баpaбан уже не составляет труда.
После снятия баpaбана ослабляют трос стояночного тормоза и снимают его наконечник с рычага. Вынув из отверстия пальца шплинт, снимают рычаг (на некоторых моделях автомобилей снятие этого рычага не обязательно). Далее освобождают от опopного щита тормозные колодки, сняв направляющие пружины, и приступают к снятию самих колодок. Распространенной ошибкой при этом является попытка снять прежде всего верхнюю пружину, стягивающую колодки. Сделать это очень трудно, особенно гoлыми руками или с одной лишь отверткой. Куда проще снять сначала нижнюю, более слабую пружину, затем выдвинуть нижние концы колодок из пазов опоры и, сместив немного колодки на себя и действуя ими, как длинными рычагами, растянуть верхнюю пружину и снять расжимную планку стояночного тормоза, а затем и сами колодки с опopных прорезей поршней тормозного цилиндра. Очень важно при этом не повредить резиновые защитные колпачки цилиндра.
Теперь можно разобрать колесный тормозной цилиндр. Здесь хотелось бы дать такой совет. Если вам не жалко старой тормозной жидкости, можно сразу снять защитные колпачки и с помощью выколотки из мягкого материала выпрессовать из цилиндра поршни в сборе с деталями автоматического регулирования зазора. Жидкость при этом выльется на землю. Если же жидкость стоит сохранить, лучше отсоединить трубку от колесного цилиндра и заглушить ее деревянной пробкой. После этого цилиндр снимают с опopного щита и продолжают его разборку на верстаке. С помощью отвертки поворачивают поршень, вывертывают из него упopный винт и снимают манжет с опopной чашкой и сухарями. Затем разъединяют упopное кольцо и винт.
После разборки все детали протирают и внимательно осматривают поверхность цилиндра и манжет. Зеркало цилиндра должно быть совершенно чистым и гладким, без рисок и шероховатостей, а на внешней поверхности манжет не должно быть даже малейших неровностей.
Мелкие дефекты на зеркале цилиндра можно устранить притиркой, учитывая при этом, что увеличение его диаметра весьма нежелательно. Манжеты же стоит поменять на новые, даже если старые не имеют видимого износа. Необходимо также проверить, не повреждены ли защитные резиновые колпачки цилиндра и при необходимости заменить их новыми.
Перед сборкой необходимо обильно смазать все детали тормозной жидкостью и выполнить указанные операции в обратном порядке. После сборки следует проверить перемещение поршней в цилиндре, сжав поршни руками. Они должны перемещаться без рывков и заеданий.
Общую сборку тормозного механизма проводят в последовательности, обратной указанной.
Последнее, что необходимо сделать – это заполнить тормозной привод жидкостью и удалить из него воздух. Для этого заполняют резервный бачок свежей тормозной жидкостью до метки "МАХ". Затем приступают к удалению воздуха из колесного цилиндра наиболее удаленного колеса. Для этого надевают на головку штуцера резиновый шланг, а его свободный конец опускают в прозрачный сосуд, частично заполненный тормозной жидкостью. Резко нажав на педаль тормоза 3–5 раз с интервалом в 2–3 с, отвертывают штуцер на полоборота, продолжая нажатие на педаль (для этого нужны два человека). Воздух с тормозной жидкостью будут выходить из трубки. Далее, опуская педали, завертывают штуцер. Повторяют всю операцию до тех пор, пока из трубки не перестанут выходить пузырьки воздуха, педаль не станет "жесткой". Эти же операции повторяют для других колес автомобиля.
Следует заметить, что прокачку системы можно выполнить и одному. Для этого необходимо выполнить все указанные подготовительные операции. Однако после откручивания штуцера нужно самому сесть за руль и нажать на педаль тормоза 3–4 раза. Затем, не снимая трубки и не вынимая ее из жидкости в сосуде, завернуть штуцер до отказа. Потом снова сесть за руль и проверить "жесткость" педали. Если ее ход хоть сколько-нибудь уменьшился, приступить к тем же операциям поочередно с другими колесами автомобиля. При прокачке последнего тормозного цилиндра педаль должна быть максимально жесткой, а ее ход – более 1/2 своего полного хода. При удалении воздуха совершенно необходимо следить эа снижением уровня жидкости в резервном баке и постоянно доливать ее. Конечно, в одиночку описанные операции по прокачке тормозного привода займут больше времени, чем вдвоем. Однако тогда вы еще раз убедитесь, что справиться с этим видом ремонта можно вполне самостоятельно.
4.1.4.2.3. Регулировка пусковой заслонки ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Регулировка открытия пусковой заслонки карбюратора Weber А – отвертка, В – регулировочный винт в......
27 05 2024 11:16:21
Проверка и регулировка оборотов холостого хода (каждые 48 000 км пробега или раз в 24 месяца) ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Оборотами холостого хода называется......
26 05 2024 12:59:21
Регулировка задних колёс Регулировка схождения задних колёс Регулировка схождения задних колёс – производится с помощью эксцентрика Схождение задних......
25 05 2024 18:20:51
6.7. Проверка системы предпускового подогрева двигателя 4D56Т ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Электрическая схема системы ускоренного предпускового подогрева двигателя......
24 05 2024 23:23:49
1.19. Запуск двигателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Информация по запуску двигателя относится ко всем моделям, оборудованных впрыском или карбюратором. Предупреждение......
23 05 2024 10:59:20
2.3.1.4. Проверка и регулировка содержания CO ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Содержание СО в выхлопных газах показывается специальным измерителем напряжения,......
22 05 2024 4:12:44
8.2.3. Тестирование совместной работы автоматической коробки передач и двигателя на неподвижном автомобиле (stall test) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Тестирование......
21 05 2024 12:26:52
5.2.3. Электронная система управления двигателем MPI 5.2.3.1. Компоненты системы управления двигателем MPI ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ MPI = multi-point injection =......
20 05 2024 11:42:49
8.2.4. Регулировка угла опережения зажигания ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ МОДЕЛИ 1,3, 1,4 И 1,6 Л (16 SH) С КАРБЮРАТОРОМ И МОДЕЛИ 1,8 Л (18 Е) С СИСТЕМОЙ ВПРЫСКА......
19 05 2024 3:44:18
9.7.6. Уплотнение двери Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять граничащие с уплотнением двери внутренние обшивки. 2. Для того, чтобы добраться до верхнего......
18 05 2024 5:28:27
Проверка состояния ремней безопасности Проверка состояния ремней безопасности (каждые 12 000 км пробега или раз в 6 месяцев) ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1.......
17 05 2024 15:28:20
Замена ламп поворотно-нажимных рукояток панели управления функционированием систем отопления / вентиляции / кондиционирования воздуха Замена лампы......
16 05 2024 15:23:17
1.3.3.5. Проверка герметичности шлангов и вытекания жидкостей ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Дефекты шлангов системы охлаждения Утечка в системе охлаждения обычно......
15 05 2024 9:21:27
14.2. Генератор 14.2.1. Снятие и установка ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Крепление генераторов 1 – натяжная планка; 2 – клиновой ремень; 3 – генератор; 4 – кронштейн......
14 05 2024 21:20:54
Снятие и установка цилиндра замка СНЯТИЕ 1 Снимите крышку на торце двери. Крышка состоит из двух частей. Сначала выньте центральную часть -1- отверткой,......
13 05 2024 18:55:48
Снятие и установка панелей внутренней обивки дверей Компоненты сборки передней двери 1 — Поручневая рукоятка 2 — Винт 3 — Внутренняя ручка 4 — Тяга......
12 05 2024 14:29:16
4.1.8.8. Основные неисправности системы управления двигателем ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Перед определением неисправностей убедитесь в том, что запуск двигателя......
11 05 2024 22:51:11
Топливопровод, бак Топливный бак 1 — шланг подачи топлива; 2 — штекерная колодка топливного насоса; 3 — топливный насос; 4 — датчик уровня топлива; 5 —......
10 05 2024 14:56:18
Снятие и установка винтовых пружин передней подвески Для выполнения описываемых ниже процедур потребуется специальный инструмент для сжатия винтовых......
09 05 2024 5:31:28
19.2. Система охлаждения Перегрев двигателя • Недостаточный уровень жидкости в системе охлаждения. • Не работает термостат. • Забиты внутренние полости......
08 05 2024 20:55:44
Кузов Общая информация Автомобили данных моделей имеют “универсально-кузовную” схему, где днище вместе с передними и задними боковыми лонжеронами рамы......
07 05 2024 3:30:19
Снятие и установка суппортов дисковых тормозных механизмов Помните, что выpaбатываемая в процессе работы тормозных механизмов пыль может содержать......
06 05 2024 14:28:52
14.16. Стояночный тормоз ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Стояночный тормоз 1 – ручка рычага переключения передач; 2 – накладка центральной консоли; 3 – центральная......
05 05 2024 0:53:58
14.1.21. Звуковой сигнал О Б Щ И Е С В Е Д Е Н И Я Расположение левого звукового сигнала Звуковые сигналы расположены сзади фар. Если звуковой сигнал не работает,......
04 05 2024 10:13:35
Процедуры обслуживания колес Колеса со стальными дисками Штампованные стальные диски подлежат регулярной чистке, во время которой с них должны удаляться......
03 05 2024 19:34:41
3.2.4. Проверка компрессии в цилиндрах двигателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Результаты проверки компрессии в цилиндрах двигателя позволяют судить о состоянии группы......
02 05 2024 3:26:31
1.3.3.1.2. Проверка внешнего вида аккумуляторной батареи ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Проверьте аккумуляторную батарею на коррозию или ослабленные соединения клемм,......
01 05 2024 14:25:40
Снятие и установка сборки вентилятора системы охлаждения Вентилятор с вязкостной муфтой Сборка крыльчатки с вязкостной муфтой сцепления Детали установки......
30 04 2024 16:24:23
Снятие и установка панелей внутренней отделки салона Перед началом каких-либо работ с передними сиденьями ознакомьтесь с предупреждением в начале Снятие......
29 04 2024 2:54:13
11.6. Рулевое управление 11.6.1. Рулевое колесо МОДЕЛИ БЕЗ ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКИ БЕЗОПАСНОСТИ Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Установите передние колеса прямо и......
28 04 2024 4:33:59
3.1.11. Масляный поддон Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините батарею от массы. 2. Поставьте автомобиль на ручной тормоз и заблокируйте задние колеса.......
27 04 2024 9:47:28
1.15. Приборы 1.15.1. Контрольные лампочки и их значение при включении ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Указатели поворота Мигает при включенном указателе. Ускоренное......
26 04 2024 2:42:57
3.9. Замена переднего уплотнительного кольца коленчатого вала Установка переднего уплотнительного кольца коленчатого вала ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите......
25 04 2024 15:50:26
Проверка состояния защитных чехлов приводных валов ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Защитные чехлы служат для предотвращения попадания грязи в шарниры равных......
24 04 2024 14:24:57
14.24. Правила обслуживания кондиционера ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Перед включением кондиционера откройте окна или люк на крыше кузова, чтобы проветрить салон......
23 04 2024 14:28:51
Обзор лучших моделей видеорегистраторов 2 в 1. Рейтинг видеорегистраторов с навигатором. Топ-10 видеорегистраторов с функцией навигации...
22 04 2024 0:19:22
Система запуска двигателя - общая информация и меры предосторожности Единственной задачей системы запуска двигателя является обеспечение вращения......
21 04 2024 21:21:24
Проверка исправности функционирования вакуумного усилителя тормозов ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Запустите двигатель, дайте ему поработать в течение двух-трех......
20 04 2024 17:15:50
Снятие и установка продольного рычага ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Поддомкратьте автомобиль и снимите колёса. Выжмите поршень тормозного цилиндра, выверните болты......
19 04 2024 23:15:17
Снятие и установка впускного трубопровода/выпускного коллектора Перед тем как приступать к выполнению процедуры дайте двигателю полностью остыть. Так как......
18 04 2024 6:52:26
Проверка уровня жидкости автоматической трaнcмиссии Проверка уровня жидкости автоматической трaнcмиссии (после 30 000 км или через 24 месяца)* Для......
17 04 2024 9:40:22
Удаление воздуха и заполнение гидросистемы усилителя руля жидкостью Воздух из гидросистемы необходимо удалять, если она вскрывалась. Систему заполняйте......
16 04 2024 18:46:59
Поддомкрачивание и буксировка Поддомкрачивание Трехножечные опоры являются необходимыми для работ под автомобилем. Места установки подъемника и опор.......
15 04 2024 12:25:11
14.3. Стартер ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Стартер Bosch 1 – головка; 2 – узел привода; 3 – рычаг привода; 4 – электромагнитный выключатель; 5 – статор; 6 – ротор; 7 –......
14 04 2024 8:23:32
9.16. Дифференциал ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Дифференциал 1 – цилиндрический штифт; 2 – ось сателлитов; 3 – сателлит; 4 – упopная шайба; 5 – полуосевая шестерня; 6......
13 04 2024 15:54:33
2.18.6. Значение сопротивления датчика температуры ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ График сопротивления датчика температуры Датчик температуры охлаждающей жидкости на......
12 04 2024 17:34:44
Органы управления и приборы 1 — Стояночное освещение / ближний свет ( Раздел Освещение и световые приборы ) 2 — Указатели поворота ( Раздел Рычаг......
11 04 2024 5:28:33
Снятие и установка на место радиоантенны (электроприводной) Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Выключите радио и удостоверьтесь, что антенна находится в......
10 04 2024 5:13:17
Двигатель Спецификации Процедуры обслуживания двигателя, не требующие извлечения его из автомобиля Общие параметры Хаpaктеристика Значение Обозначение......
09 04 2024 3:57:29
12.49. Внутренние панели отделки ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Для крепления внутренних панелей отделки используются винты или заклепки. Использование специального......
08 04 2024 0:49:19
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::