Ремонт и эксплуатация автомобиля Мазда 626 – 14.14. Чтобы понять, зачем нужен амортизатор, – попытайтесь поездить без него…
14.14. Чтобы понять, зачем нужен амортизатор, – попытайтесь поездить без него…
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Для того, чтобы автомобиль не воспринимал все неровности на дороге, в подвеске машины обязательно используется какой-либо упругий элемент. Обычно применятеся пружина. Помимо пружины, может использоваться рессора, но это уже полная архаика. Другие альтернативы пружины – пневмоподвеска "Citroen" или гидропневмоподвеска "Rover", которые работают на сжатом газе. Но вернемся к пружине. При движении по дороге автомобиль начинает раскачиваться, а это недопустимо. Главная задача амортизатора и состоит в том, чтобы гасить эти колебания, или демпфировать.
Все амортизаторы работают по такому принципу: внутри цилиндра амортизатора находится шток с поршнем,, который "ходит" в масле. Масло при работе амортизатора перетекает через специальное отверстие поршня. Это и создает необходимое сопротивление движению штока. Также в амортизаторе должна быть емкость (компенсаторная камера) со сжатым газом (воздух или азот). Внутри амортизатора ходит поршень и вытесняет излишки жидкости, заставляя сжиматься газ.
Когда в качестве газа используется воздух, этот амортизатор называют гидравлическим ("советские" амортизаторы "СААЗ"). Недостаток воздуха в том, что он при постоянной тряске "вспенивает масло", а при более сильной тряске могут возникнуть пузырьки низкого давления, что значительно снижает эффективность работы амортизатора.
Вместо воздуха часто используется азот. Иногда его закачивают под низким давлением в несколько атмосфер. Такие амортизаторы называют газонаполеннными низкого давления. Но азот под низким давлением не решает кардинальную проблему "вспенивания масла" и кавитации (то есть образования пузырьков низкого давления).
Выход был найден, когда французский инженер Де Карбон закачал в компенсаторную камеру азот под давлением более 20 атмосфер и отделил азот от масла прокладкой-поршнем, который не позволяет азоту и маслу контактировать между собой. Это сняло проблему вспенивания масла и кавитации. Азот под высоким давлением позволяет клапанам поршня сpaбатывать бесшумно и быстро, а также создает дополнительное усилие на штоке. Такие амортизаторы работают эффективно и точно.
Газонаполненные амортизаторы не рекомендуется использовать на маленьких машинах, так как дополнительное усилие на кузов, оказываемое такими амортизаторами, вредно для "крошек".
В последнее время появились новые разработки. Например, фирма "Koni" производит амортизаторы с регулировкой жесткости. Самый "навороченный" позволяет это делать непосредственно из салона. Такая "крутизна" ставится на автомобиле Maserati. В свою очередь фирма "BOGE" разработала систему автоматического регулирования дорожного просвета (система "Nivomat"). Смысл ее в том, что, когда автомобиль нагружен, то он "проседает" и у него изменяется дорожный просвет (клиренс). Как только автомобиль нагружен, колебания колес при движении приводят в действие насос, встроенный в конструкцию амортизатора. Этот насос уже после нескольких сотен метров восстанавливает необходимый дорожный просвет. После разгрузки машина насос автоматически настраивается на старую величину дорожного просвета.
Амортизатор – это та часть автомобиля, о которой не задумываешься до того момента, пока она не сломается. Как только амортизатор "накрылся", мы осознаем, как без него плохо и как с ним хорошо.
Автомобиль с неработающими амортизаторами после проезда любого бугра начинает опасно раскачиваться, можно даже зацепить брюхом асфальт. Может амортизатор и заклинить, тогда машина превращается в "табуретку". Если это произошло, то и младенцу понятно – амортизаторы надо менять или ремонтировать.
Но обычно амортизаторы изнашиваются постепенно и водитель этого не замечает. По оценкам западных специалистов, в Европе около 30% автомобилей старше 5 лет ездят с испорченными амортизаторами. А что делается в странах СНГ с нашими дорогами – вообще неизвестно.
А ведь амортизаторы влияют не только на комфорт, но и на безопасность движения. Здесь уместно привести результаты работы независимой исследовательской организации "Tuv Rheinland", которая проводила экспертизу о влиянии амортизатора на безопасность движения.
При торможении на скорости 50 км/ч по сухой дороге с одним амортизатором, изношенным на 50%, тормозной путь автомобиля увеличивается на два метра. Много это или мало – судить вам. Но как часто именно этих двух метров и не хватает для избежания трагедии.
Когда автомобиль с изношенными на 50% амортизаторами въезжает в лужу со слоем воды в 6 мм, эффект аквапланирования (когда машина "всплывает" над покрытием и становится неуправляемой) наступает при скорости 81 км/ч. При нормальных амортизаторах эта скорость равняется 85 км/ч. Помимо вышеперечисленного, "убитые" амортизаторы повышают риск сноса автомобиля на крутых поворотах. Также изношенные амортизаторы выводят из строя многие детали автомобиля: шины, пружины, подвески колес, шаровые опоры и т.д.
Часто автомобилисты задумываются о замене амортизатора только тогда, когда из него потечет масло: "стойки потекли – надо будет заменить как-нибудь". Но это уже последняя стадия жизни (вернее, уже cмepть!) амортизатора. До этого состояния доводить машину не рекомендуется. А чтобы проверить работу амортизаторов, необязательно ехать на специальные стенды. Надо лишь "прожать" каждый угол автомобиля и, если после качка будет больше одного полного колебания, то значит, амортизаторы "не выдержат". Их надо заменить.
Фирмы-производители рекомендуют проверять состояние амортизатора после каждых 20 тысяч км пробега автомобиля.
Итак, вы решили заменить амортизаторы. Но как выбрать? Помните, что амортизаторы во многом определяют хаpaктер управляемости автомобилем. Заменой амортизатора можно превратить мягкую подвеску в спортивную. Если вы на высоких скоростях, к примеру, на "восьмерке", вас раздражает излишняя раскачка кузова, наш совет: купите амортизаторы спортивного хаpaктера (Koni, Bistein и т.п.), но знайте, что подвеска, возможно, будет жесткой, и профиль дороги будет подробно передаваться сидящим в салоне.
"Советские" амортизаторы, конечно, дешевле зарубежных. И владельцы "наших" автомобилей могут выбирать. Можно купить СААЗы, а можно купить продукцию зарубежных компаний.
У владельцев иномарок выбор лежит между "родными" амортизаторами, то есть теми, которые поставляются непосредственно на конвейер завода-изготовителя, и продукцией фирм, работающих на вторичный рынок. Существуют амортизаторы специально для подержанных автомобилей. Такая продукция обычно гораздо дешевле "родных", а качество и хаpaктеристики таких изделий не хуже, а иногда и лучше, чем заводские.
Но замена амортизаторов не такое уж простое дело. Здесь много тонкостей и хитростей. И поэтому многие фирмы дают гарантию лишь при правильной установке на сервис-центрах.
Теперь о гарантиях. Нормальная гарантия по городу должна составлять 1 год, независимо от пробега. Мы бы рекомендовали покупать амортизаторы в фирменных магазинах, а не на рынках. На рынках, конечно, дешевле, но тогда и стойки можно менять каждые полгода. Как говорится, скупой платит дважды.
Дадим хаpaктеристику основных производителей амортизаторов, чьи товары можно приобрести.
SACHS – является европейским лидером по поставке амортизаторов на конвейер. Устанавливается серийно на BMW, Audi и др.
BOGE – производит гидравлические и газовые амортизаторы. Поставляется на BMW, Saab, Volvo.
MONROE – занимает первое место в Европе по реализации амортизаторов на вторичный рынок. Производит гадравлические и газонаполненные амортизаторы низкого давления. Поставляется на Volvo.
GABRIEL – американская фирма. Второе место в Европе по реализации продукции на вторичном рынке. Производит гадравлические и газовые амортизаторы.
KAYAVA – японская фирма. Продукция поставляется на многие конвейеры японских автопроизводителей. Выпускаются также амортизаторы для автомобилей европейского производства.
DE CARBON – французская фирма, первой выпустившая газовые амортизаторы высокого давления для подвески Mc Ferson.
BILSTEIN – спортивные амортизаторы. Поставляются на некоторые немецкие автомобили, например, Mersedes-Benz.
KONI – элитные голландские амортизаторы. Поставляются на Ferrari, Porshe. Их используют в "Формуле-1", гонках Индикар. Амортизаторы этой фирмы используются также в переднеприводных ВАЗах.
Амортизаторы по конструктивному исполнению делятся на два основных типа: двухтрубные и однотрубные амортизаторы.
Однотрубный амортизатор
1. Атмосферное давление.
2. Клапан, регулирующий сопротивление сжатию.
3. Клапан, регулирующий сопротивление растяжению.
4. Перепускные клапана.
Двухтрубный амортизатор
1. Атмосферное давление.
2. Резервная камера.
3. Базовая однотрубна система.
Демпфер – дополнительная масса, которая обеспечивает пружинистость и заглушает колебания трaнcпортного средства. Демпфер ассимилирует колебания основной системы, то есть, основная система прекращает вибрировать – движение ограничено амортизатором колебаний. Демпферы минимизируют движения корпуса. В качестве демпферного элемента может использоваться; как жидкость – (масляные амортизаторы), так и газ (газовые амортизаторы).
Однотрубный амортизатор хаpaктеризуется высокой степенью надежности, низкой чувствительностью к перегрузкам, некритичностью к положению установки. К недостаткам следует отнести зависимость степени гашения от параметров сжатия (которую в последних разработках компенсируют установкой дополнительных перепускных клапанов в поршне) и то, что однотрубный амортизатор является амортизаторо длинного типа.
Двухтрубный амортизатор технологически известен как атмосферный, работающий при низком давлении тип двойной трубы.
Преимущества: малочувствительный к внешним повреждениям. Здесь, в отличие от однотрубного амортизатора, механические воздействия могут приниматься и внешней трубой, выверенное положение станка ограничено областью конструкции кузова. Это короткий тип амортизатора, поскольку камера баланса расположена за рабочим цилиндром.
Недостатки: амортизатор чувствителен к перегрузке (демпфирование прекращается). Возможны только определенные положения установки, прецезионная точность согласования диаметров труб.
Хаpaктеристики демпфирования являются результатом суммарной функции демпфирования отверстия и загруженного пружиной клапана, который закрывает канал; пружина отвечает на давление, увеличивая свободную апертуру отверстия выхода. Отверстие поршня и пружина могут специально адаптироваться, чтобы обеспечить линейность и мягкость функции гашения. Внутренний механизм регулирования используется, чтобы получить несколько рабочих хаpaктеристик для отдельного амортизатора. Значения степени сжатия – часто только 30…50% от способности отдачи.
Амортизаторы с электронно-регулируемой хаpaктеристикой (активная доработка) используются, чтобы расширить диапазон комфорта движения и увеличить безопасность. Управление параметрами демпфирования, с другой стороны, приводит к установлению связи между комфортом и безопасностью.
Прерыватели цепи (тепловые реле) - общая информация Тепловые реле служат для защиты таких компонентов, как электроприводы опускания-поднимания стекол,......
10 05 2024 10:48:14
1.22. Проверка амортизатора ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Проверьте амортизатор на любые признаки жидких утечек. Если обнаружена утечка, следовательно, амортизатор......
09 05 2024 3:21:37
2.1.7.2. Двигатель 1,4-I 2.1.7.2.1. Снятие ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение поликлинового ремня на моделях без системы кондиционирования воздуха 1 –......
08 05 2024 22:54:17
Проверка уровня трaнcмиссионного масла ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Загоните автомобиль на эстакаду/смотровую яму, либо поддомкратьте его и установите его на......
07 05 2024 15:59:58
4.1.4. Залив охлаждающей жидкости ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Проверьте, чтобы все шланги были подсоединены и хомуты были надежно затянуты. 2. На двигателях......
06 05 2024 21:21:40
2.16.9. Диагностика неисправностей системы охлаждения ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПРИЧИНА МЕТОД УСТРАНЕНИЯ Слишком мало охлаждающей жидкости в системе Расширительный......
05 05 2024 3:18:57
10.30. Корпус дроссельной заслонки (противобуксировочной системы) Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините провод минусовой клеммы аккумулятора. 2.......
04 05 2024 12:58:10
Задняя дверь Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Выверните винт крепления внутренней ручки и снимите ее с обивки двери. Выверните винты крепления......
03 05 2024 10:20:46
4.3. Снятие и установка водяного насоса П О Р Я Д О К В Ы П О Л Н Е Н И Я 1. Слить охлаждающую жидкость ( см. пп. 1–3 подраздела 4.1 ). 2. Снять ремень генератора (см.......
02 05 2024 6:56:15
Замена тормозной жидкости Необходимый специальный инструмент: Накидной ключ для вентилей прокачки. Необходимые запасные детали: Тормозная жидкость......
01 05 2024 16:21:58
9.3.2. Снятие и установка полуосей Снятие Временное крепление ступицы при необходимости перекатывания автомобиля при снятых полуосях 1. Шайба (наружный......
30 04 2024 18:12:58
Проверка индикатора указателя поворотов Левая лампочка индикатора указателя поворотов связана через оранжево-белый, правая лампа через коричнево-белый......
29 04 2024 10:45:58
Снятие и установка рулевого механизма Позаботьтесь о том, чтобы рулевой вал не проворачивался при снятом рулевом механизме, так как это может привести к......
28 04 2024 22:53:30
5.8.5. Снятие и установка топливных форсунок ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Топливная форсунка 1 – уплотнительное кольцо, 2 – входной фильтр, 3 – якорь, 4 – обмотка......
27 04 2024 11:46:53
3.2.7. Газораспределительный ремень и звездочки ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Газораспределительный ремень 1. Прокладка 2. Газораспределительный ремень 3. Направляющий......
26 04 2024 5:45:22
Шина Монтаж и демонтаж Для установки и снятия шин пользуйтесь специальным оборудованием для замены. При работе следуйте инструкциям производителя......
25 04 2024 9:20:16
Как выбрать стеклоочистители для машины: виды дворников, их описание, преимущества и недостатки, типы щёток и крепежей, на что следует обратить внимание при покупке....
24 04 2024 18:43:39
Проверка клемм батареи Проверка клемм батареи (после 10 000 км пробега или спустя 12 месяцев)* Для определения интервалов дальнейшего проведения проверки......
23 04 2024 7:59:35
Спецификации Общие параметры Полный перечень двигателей, используемых для комплектации моделей Opel Astra-G/ Zafira Бензиновые двигатели Astra-G Рабочий......
22 04 2024 13:24:49
Снятие и установка распределительных валов Двигатели ВР (DOHC) Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Снять свечи зажигания, см. Главу Введение . Снять крышку головки......
21 04 2024 5:32:33
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ На автомобиле применяют двухконтурную тормозную систему с диагональным разделением контуров и гидравлическим приводом. Передние тормозные......
20 04 2024 3:39:21
3.4.9. Система заряда батареи ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Cистема заряда состоит из генератора переменного тока, встроенного в генератор регулятора напряжения,......
19 04 2024 3:48:31
Проверки системы управления зажиганием и впрыском ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Компоненты системы управления очень надёжны. Неисправности, как правило, связаны......
18 04 2024 21:48:30
6.4. Блок регулировки температуры поступающего в двигатель воздуха ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Блок регулировки температуры поступающего в двигатель воздуха 1 –......
17 04 2024 23:14:41
1.24. Идентификация автомобиля ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Идентификационная табличка трaнcпортного средства Идентификационная табличка (1) прикреплена на верхней......
16 04 2024 15:19:50
Регулировки, производимые без снятия АТ с автомобиля Регулировка датчика-выключателя разрешения запуска См. Раздел Капитальный ремонт РКПП . Регулировка......
15 04 2024 19:23:14
Снятие и установка накладок переднего и заднего бамперов Рассматриваемые в настоящем Руководстве модели автомобилей оборудованы системой дополнительной......
14 04 2024 15:49:25
4.3.8. Элементы системы впрыска Bosch Motronic ТОПЛИВНАЯ МАГИСТРАЛЬ И ФОРСУНКИ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять провод массы с аккумулятора. 2. Снять давление......
13 04 2024 2:14:38
Углы установки колёс автомобиля Углы установки колёс автомобиля - общая информация Углы установки колёс в значительной мере влияют на устойчивость......
12 04 2024 20:59:30
11.14. Регулировка ограничителя замка двери ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Ограничитель замка двери 1 – гайка; 2 – ограничитель; 3 – кузов ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1.......
11 04 2024 10:39:14
Контроль состояния тормозных дисков Если для проверки состояния колодок сняты колеса, то одновременно следует проверить и состояние тормозных дисков.......
10 04 2024 20:40:30
Замена пылеулавливающего фильтра (модели с К/В) ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 10 000 КМ (6000 МИЛЬ) ПРОБЕГА ИЛИ РАЗ В 12 МЕСЯЦЕВ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Под панелью......
09 04 2024 20:58:41
6.2.8. Снятие и установка турбокомпрессора ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Элементы турбонаддува 1 – промежуточный охладитель воздуха; 2 – винтовой хомут; 3 – шланг......
08 04 2024 3:38:42
12.15. Регулировка стояночного тормоза ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Стояночный тормоз нужно регулировать, если после 5-кратного нажатия на тормозную педаль не......
07 04 2024 18:59:58
11.1. Техни ческие данные Подвеска Передняя подвеска Тип MacPherson с цилиндрической пружиной Диаметр проволоки х диаметр х высота цилиндрической......
06 04 2024 2:56:30
3.2.1.16. Масляный поддон Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднимите и закрепите переднюю часть автомобиля. 2. Снимите нижний щиток двигателя. 3. Слейте......
05 04 2024 22:30:29
Снятие и установка электромотора вентилятора отопителя или кондиционера Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините отрицательный кабель (-) аккумуляторной......
04 04 2024 8:18:45
6.2.2. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Тип системы: – модели с кодировкой двигателя ААR Bosch KEIII Jetronic – модели с кодировкой двигателя......
03 04 2024 4:52:34
3.2.1.2.7. Система охлаждения ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Замкнутый контур охлаждения незамерзающей жидкостью, циркулирующей под давлением, содержит радиатор, насос......
02 04 2024 5:10:15
Снятие и установка регулятора стеклоподъемника ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите панель внутренней обивки двери и водозащитный экран (см. Снятие и установка......
01 04 2024 4:29:15
9.3. Рулевая колонка Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи. 2. Снять рулевое колесо (см. подраздел......
31 03 2024 5:32:55
3.1.2.8. Крышка распределительного вала Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините тросик акселератора от кожуха дросселя. 2. Отсоедините вентиляционный......
30 03 2024 22:26:51
Снятие и установка упора трубы Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Снимите стопopное кольцо 83b, дисковую пружину и упор с трубы 81а. Труба 81 а зафиксирована......
29 03 2024 0:45:23
19.23. Ротор переднего датчика Проверка П О Р Я Д О К В Ы П О Л Н Е Н И Я 1. Проверьте ротор на отсутствие повреждений. 2. Проверьте зазор между ротором и датчиком......
28 03 2024 6:38:40
10.13. Замена троса ручного тормоза ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение тросов ручного тормоза Расположение элементов крепления троса ручного тормоза под......
27 03 2024 23:16:31
2.5.1.2. Автоматическая трaнcмиссия ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Отметки для проверки уровня трaнcмиссионной жидкости на щупе 1. Нормальный уровень (для холодной......
26 03 2024 0:10:48
4-ступенчатая автоматическая коробка передач ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Программы работы Система управления автоматической коробкой передач предусматривает различные......
25 03 2024 19:28:57
Замена защитного чехла внешнего ШРУСа приводного вала (модели с РКПП) ЗАМЕНА 1. Снимите приводной вал (обратитесь к Разделу Снятие и установка приводного......
24 03 2024 1:35:27
3.1.1.2.7.2. Бесконтактная система зажигания ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Хаpaктеристики опережения зажигания распределителя зажигания Lucas двигателя 1,3 дм 3 А –......
23 03 2024 13:43:16
4.4.18. Снятие двигателя с коробкой передач ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Датчик температуры охлаждающей жидкости Провод (указан стрелкой) датчика температуры......
22 03 2024 17:44:23
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::