Ремонт и эксплуатация автомобиля Мазда 626 – 14.10. Как работает кондиционер, и что делать, если он вышел из строя
14.10. Как работает кондиционер, и что делать, если он вышел из строя
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Будучи когда-то прерогативой только шикарных автомобилей, кондиционер ныне становится неотъемлемой частью все большего и большего числа "обычных" семейных машин. По оценкам специалистов, к началу следующего века половина всех европейских машин будет продаваться с кондиционером как стандартным аксессуаром.
Система кондиционирования, попросту говоря, отбирает у воздуха тепло, а также снижает уровень его влажности. Поэтому, воздух в салоне машины всегда более прохладный и не такой влажный, что создает ощущение свежести.
Как создается микроклимат в салоне?
Стандартная система кондиционирования состоит из нескольких рабочих узлов, соединенных между собой герметичной системой трубок. Она заполнена хладагентом, который переходит из жидкой формы в газообразную и обратно, перенося тепло из салона.
Самой важной деталью, от которой зависит эффективность работы кондиционера, является регулирующий вентиль, который установлен на испарителе, размещенном в салоне автомобиля. Хладагент в виде жидкости под высоким давлением поступает через регулирующий вентиль в испаритель, где разбрызгивается в виде газо-капельной смеси (тумана). Регулирующий вентиль может быть игольчатым или типа диафрагмы. Мы будем рассматривать первый вариант.
Внутри игольчатого вентиля есть маленькое отверстие, а расположенная в отверстии иголка способна больше или меньше перекрывать его, изменяя таким образом эффективное сечение. Игла приводится в действие от термодатчика, помещенного внутри испарителя.
Жидкий хладагент, проходя через маленькое отверстие в вентиле, испаряется и превращается в газ под низким давлением. Этот процесс сопровождается резким падением температуры. Чем меньше отверстие, тем холоднее становится халадагент, то есть температуру в испарителе можно регулировать, вводя или выводя иглу из отверстия. Температура поверхности испарителя должна быть близка к точке замерзания воды, но не ниже ее, иначе на испарителе будет образовываться лед, что затруднит движение воздуха и передачу тепла хладагенту.
Как уже говорилось, вместо игольчатого вентиля иногда, устанавливается диафрагма. В ней нет движущихся частей, поэтому расход хладагента в испаритель не регулируется, но подача его контролируется при помощи термореле или реле давления. Превратившись в газ низкого давления, хладагент проходит по испарителю (теплообменнику) и отбирает тепло у воздуха в салоне. Для большей эффективности этого процесса теплообменник снабжен ребрами. Содержащаяся в воздухе влага конденсируется на внешней поверхности теплообменника и сливается вне салона. Воздух, пройдя через теплообменник, возвращается в салон более холодным и сухим.
Накопленное хладагентом тепло необходимо отдать в атмосферу, для чего хладагент с помощью компрессора направляется в конденсатор (это еще один теплообменник, расположенный обычно в передней части автомобиля).
Компрессор, задача которого – прогонять хладагент по трубкам системы, перенося тепло с низкого температурного уровня на более высокий, работает по принципу насоса и приводится ремнем от двигателя через электромагнитную муфту, чтобы кондиционер можно было отключать. Когда компрессор работает, он создает разрежение, которое "высасывает" газообразный хладагент из испарителя.
Внутри компрессора давление хладагента повышается, и он поступает в конденсатор, но уже в виде газа под высоким давлением. В конденсаторе газ превращается снова в жидкость, при этом содержащееся в ней тепло рассеивается с поверхности конденсатора в атмосферу.
Из конденсатора хладагент – уже в виде жидкости под давлением – снова подается на регулирующий вентиль, и цикл повторяется.
Дополнительные "примочки"
На пpaктике в описанную базовую схему входят еще кое-какие узлы, в частности, ресивер-осушитель, который часто (но не всегда) монтируется между конденсатором и регулирующим вентилем. Это устройство (его иногда называют "аккумулятором") фильтрует хладагент и удаляет из него влагу. Иногда осушитель снабжается цветовым индикатором, который показывает, когда его пора заменить (это значит, что он набрал максимум влаги). В систему трубок (между конденсатором и испарителем) иногда встраивают смотровое стекло, и тогда можно наблюдать за состоянием хладагента (наличие ненужных пузырьков и т. д.).
В систему кондиционирования входят также нагнетатель, прогоняющий воздух через испаритель, и вентилятор с термостатом, повышающий эффективность работы конденсатора. Обычно в систему входит также датчик давления с выключателем. Он расположен рядом с ресивером-осушителем и управляет работой компрессора и вентилятора конденсатора, а также поддерживает оптимальное давление в системе (разное для разных систем).
В большинстве систем над испарителем крепится еще и нагревательный элемент. Поток воздуха с помощью "смесительной заслонки" распределяется между испарителем и нагревателем так, чтобы придать ему желаемую температуру.
А как с экологией?
До недавнего времени в автомобильных кондиционерах применялся фреон R12. Потом было установлено, что содержащиеся в нем хлорфторуглероды губительно воздействуют на озоновый слой, поэтому сейчас выпускать R12 в атмосферу запрещено. К тому же, под воздействием открытого пламени R12 выделяет cмepтельный газ фосген. Пока еще разрешено заполнять им кондиционеры прежних выпусков, как разрешается и эксплуатация этих кондиционеров.
Соответственно, цена на фреон R12 повышается на 5–10% в месяц. В конце концов она станет такой, что "перезаряжать" старые системы станет просто разорительно. Уже сейчас фреон R12 стоит на Западе $150 за килограмм, а два года назад стоил $65. В современных системах используется более "экологичный" хладагент – R134А.
Системы, рассчитанные на R134A, устроены так, чтобы при обслуживании и ремонте не было утечек. Для этого в нужных местах установлены специальные клапаны и другие приспособления.
Теоретически, R134А можно закачать и в старый кондиционер, внеся соответствующие изменения. Однако, этот хладагент процентов на 15 менее эффективен, чем R12, поэтому кондиционер старого типа будет с ним работать хуже. Кроме того, существует еще одна проблема: хладагент R134А просачивается, хотя и слабо, через шланги, сделанные из чистой резины. Для этого вещества необходимы специальные шланги с внутренней нейлоновой оплеткой. В то же время в старых системах применяются так называемые "заершенные" соединительные штуцеры, которые способны прорвать эту оплетку. Одним словом, на данный момент выгоднее пользоваться старым хладагентом.
Вообще-то, существуют так называемые "заместительные" хладагенты, предназначенные для замены R12 и не требующие дорогой переделки системы на R134А, но, как говорят специалисты, их нельзя и на пушечный выстрел подпускать к кондиционеру. Некоторые из этих веществ содержат бутан, который может воспламениться внутри системы, кроме того, он погубит тестовое оборудование.
Если вы хотите перейти с R12 на R134А, то лучше всего поменять вместе с хладагентом масло (минеральное на синтетическое) в системе, установить новый ресивер-осушитель, сменить резиновые шланги и проверить работу всех узлов. Тогда есть надежда, что система будет работать удовлетворительно.
Чтобы все работало
Для того, чтобы система кондиционирования хорошо работала, нужно уметь с ней обращаться. Например, многие не знают, что кондиционер только тогда будет работать эффективно, когда в машине закрыты все окна, а также люк. Чтобы быстрее охладить салон в очень жаркий день, нужно на минуту-другую открыть все двери, а когда машину продует – все закрыть и включить кондиционер (при работающем двигателе).
Осушающее воздействие кондиционера снижает запотевание ветрового и боковых стекол салона, поэтому иногда кондиционер полезно включать одновременно с печкой. Правда, некоторые климатические системы не предусматривают одновременной работы кондиционера и печки.
В системе кондиционирования есть масло, которое циркулирует вместе с хладагентом. Если система долго бездействует, некоторые ее детали, в частности, неопреновые прокладки, пересыхают и разрушаются, давая течь. Поэтому желательно раз в неделю включать кондиционер не меньше, чем на десять минут, в том числе и зимой, чтобы масло смазало все узлы системы.
Что можно починить?
Кондиционеры не подлежат "домашнему", любительскому ремонту. Хладагент – вещество капризное, для его полной откачки и закачки нового требуется профессиональное оборудование, а чтобы обеспечить полную герметичность, нужны специальные высокочувствительные приборы для выявления утечек.
Если кондиционер сломался, значит, как минимум, какие-то детали нужно заменить, в том числе специальные трубки и фитинги, но существует множество их типоразмеров. А для крепления трубок к фитингам применяются специальные обжимные приспособления.
Так что, если у вас возникли проблемы с кондиционером, полагайтесь только на специалистов. Обращайтесь в фирмы, которые производят сложный ремонт, а не только закачивают улетучившийся хладагент. Если хладагент "ушел" из системы, то вначале нужно найти причину, иначе новый хладагент улетучится точно так же!
Аналогично, если у вас заклинило компрессор, то просто заменить его недостаточно: через несколько месяцев его снова заклинит. Нужно вначале удалить из системы стружку и другой мусор, а затем промыть ее специальным раствором или азотом. Придется также заменить ресивер-осушитель (в нем осталась стружка) и закачать свежий хладагент.
Чаще всего получает повреждение конденсатор. Он расположен перед автомобильным радиатором и защищен только радиаторной решеткой.
Второй проблемой является отказ игольчатого вентиля (он забивается грязью). Прочищая вентиль, необходимо удалить из него грязь, а не проталкивать ее внутрь!
Возникают и другие проблемы – например, шумит компрессор. Обычно, это говорит о его близком конце.
Легко проверить состояние приводного ремня. В некоторых машинах компрессор приводится отдельным ремнем. Это удачный вариант. Однако современные автомобили часто оборудованы длинным "многофункциональным" ремнем, который приводит в движение сразу несколько устройств, часто, в том числе, и водяной насос. Так что, если подшипник ведущего шкива компрессора кондиционера вдруг заклинит, вы никуда не уедете, пока не найдете ремень меньшего размера, чтобы "обойти" компрессор!
Другие аспекты
Если все-таки произошла утечка хладагента через резиновые шланги, то их замена довольно проблематична, так как трудно надежно загерметизировать новые шланги на старых алюминиевых фитингах.
Имейте в виду, что кондиционер может не включиться, если окружающая температура ниже заданной или если давление в системе намного ниже (утечка хладагента) или выше оптимального.
К нарушениям в работе кондиционера приводят также избыток масла, хладагента, попадание в систему воздуха или влаги, сильное загрязнение ребер конденсатора или испарителя, неисправность системы охлаждения автомобиля (перегрев), а также проскальзывание муфты компрессора.
Компрессор К/В - конструкция и принцип функционирования Конструкция компрессора К/В 1 — Передняя головка 2 — Боковой блок 3 — Задняя головка 4 —......
11 05 2024 18:43:51
9.2. Снятие и установка полуосей ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Демпфер вибраций на полуоси – модели DONC, вид через правую нишу Демпфер вибраций на полуоси указан......
10 05 2024 22:19:56
Проверка электросхемы света Таблица диагностики неполадок В-1. Проверка электросхемы лампочки «Повышающая передача выключена» Схема электропроводки......
09 05 2024 22:35:12
Порядок разборки двигателя при подготовке его к капитальному ремонту Проще всего выполнять разборку двигателя, установив его на портативный монтажный......
08 05 2024 2:45:22
Рулевое управление с гидроусилителем ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Все автомобили Frontera оборудованы рулевым механизмом типа винт-гайка на циркулирующих шариках с......
07 05 2024 8:30:57
Снятие и установка замка двери задка (модели Corsa и Tigra) Модели Corsa ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Выверните держатели подъемного шнура крышки багажного......
06 05 2024 13:29:33
6.4. Измеритель потока воздуха ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Измеритель потока воздуха (система L-Jetronic) 1. Регулировочный винт 2. Заслонка измерителя Измеритель......
05 05 2024 16:54:23
Регулировка геометрии передней подвески и рулевого привода - общая информация Для измерения и регулировки углов установки передних колес требуются......
04 05 2024 16:11:58
Проверка исправности функционирования состояния компонентов системы запуска Прежде чем приступать к выполнению проверок функционирования стартера......
03 05 2024 14:43:19
13.4. Ручка передней двери ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 1. Ручка двери 2. Направляющая цилиндра замка 3. Поворотный стержень 4. Прокладка 5. Прокладка 6. Болт с......
02 05 2024 17:34:11
7.6. Катушка зажигания Проверка сопротивления первичной обмотки ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Омметром проверьте сопротивление первичной обмотки катушки......
01 05 2024 4:38:23
3.1.3.2.3. Очистка входного топливного фильтра карбюратора ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Бензин чрезвычайно огне- и взрывоопасен, поэтому необходимо......
30 04 2024 22:38:31
Автомобильные химикалии, масла и смазки В продажу поступает множество химикалий, масел и смaзoк, необходимых для применения в ходе выполнения процедур......
29 04 2024 2:50:15
1.1.33.5.3. Сопла ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Сопла подачи воздуха При нажатии соответствующих клавиш из всех сопел выходит подогретый или неподогретый свежий воздух......
28 04 2024 8:58:45
Проверка состояния верхней шаровой опоры Проверка состояния снятой с автомобиля опоры ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Наденьте на хвостовик шаровой опоры трубку......
27 04 2024 17:59:54
Система охлаждения двигателя Антифриз - средство защиты от замерзания Не допускайте попадания антифриза на открытые участки тела и окрашенные поверхности......
26 04 2024 11:28:40
Раздаточная коробка Общая информация Из рассматриваемых в настоящем Руководстве моделей раздаточной коробке оборудованы только полноприводные (AWD)......
25 04 2024 13:11:29
8.10.3. Панель управления отопителем Снятие Отвинчивание винтов крепления блока управления к панели управления Отсоединение электрического разъема от......
24 04 2024 13:53:54
5.4.5. Снятие и установка топливного бака О Б Щ И Е С В Е Д Е Н И Я Снимать топливный бак можно после полной выработки топлива или при наличии специального......
23 04 2024 9:36:13
6.2.15. Проверка и регулировка положения пластины измерителя расхода воздуха ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Система управления впрыском топлива двигателя RT с......
22 04 2024 12:39:47
4.2.13. Снятие и установка переднего уплотнительного кольца коленчатого вала Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите зубчатый ремень. На двигателях 1,6 (16......
21 04 2024 20:24:48
2.15.6. Смазка ходовой части ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Точки смазки ходовой части с помощью шприцевания 1. Сошка 2. Наконечник рулевых тяг 3. Верхний рычаг подвески......
20 04 2024 8:46:11
12.32. Шкив привода насоса Снять или отсоединить ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Демонтировать ремень. 2. Отвернуть 3 болта и снять шкив. Установить или......
19 04 2024 10:22:16
Снятие и установка блока управления DME Каждый блок управления запрограммирован определенными значениями. Блок управления в зависимости от состояния......
18 04 2024 15:35:43
2.10. Проверка угла опережения зажигания ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Прогрейте двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу. 2. Установите рычаг......
17 04 2024 6:24:29
5.11. Диагностика неисправностей системы индикации уровня жидкости ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПРИЧИНА СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ Контрольная лампочка вспыхивает при......
16 04 2024 23:34:48
Система питания Как выбрать топливо Разнообразие топлива приводит в замешательство некоторых автовладельцев. Однако на автозаправочной станции Вы должны......
15 04 2024 23:53:43
16.14. Задняя дверь ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Задняя дверь 1 – крышка внутренней ручки; 2 – внутренняя ручка открытия двери; 3 – внутренняя отделка; 4 – обивка......
14 04 2024 5:22:50
5.7. Радиатор (модели с механической коробкой передач) Снятие Снятие скоб фиксации крепления радиатора на моделях 2,0 л Освобождение правого верхнего......
13 04 2024 1:56:43
Проверка исправности состояния и замена датчика-выключателя давления в системе гидроусиления руля (PSP) П Р О В Е Р К А П О Р Я Д О К В Ы П О Л Н Е Н И Я 1. Датчик-выключатель......
12 04 2024 2:12:46
Осмотр и сборка сборок поршней/шатунов ОСМОТР 1. Прежде чем начинать осмотр, необходимо очистить сборки поршней/шатунов и снять с них поршневые кольца.......
11 04 2024 19:35:53
3.1.11.1.2. Вакуумный регулятор опережения зажигания Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять крышку и ротор распределителя. 2. Снять вакуумную......
10 04 2024 11:41:40
Особенности управления полноприводным автомобилем Всегда поддерживайте безопасную скорость движения, соответствующую дорожным и погодным условиям!......
09 04 2024 5:22:37
Система антиблокировки тормозов (ABS) - общая информация ABS устанавливается как обязательное оборудование на все модели рассматриваемой в данном......
08 04 2024 23:39:44
11.17. Снятие и установка педали тормоза Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините электрический разъем от выключателя стоп-сигналов (указан стрелкой),......
07 04 2024 15:15:21
10.1.7. Проверка, снятие и установка выключателя фонарей заднего хода ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Фонари заднего хода включаются выключателем плунжерного типа,......
06 04 2024 0:59:29
18.47.3. Панель стойки В-образного сечения (кузов седан) Снять или отсоединить ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Вывернуть 2 винта крепления панели к стойке......
05 04 2024 3:44:59
5.2.2. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Регулировочные данные Обороты холостого хода: – двигатели 1.7 литра: нормальные 780 – 880 об/мин ......
04 04 2024 0:26:53
7.4.3.4. Блокирующая ступица ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Ступица с ручной блокировкой 1. Коническая шайба и гайка 2. Колпак ступицы и прокладка 3. Стопopное кольцо 4.......
03 04 2024 18:56:32
Проверка состояния и замена тормозных шлангов и линий Проверка состояния Каждые полгода, поддомкратив автомобиль и установив его на подпорки, проверяйте......
02 04 2024 11:59:23
Снятие и установка коробки передач 1 — переднее колесо 2 — брызговик 6 — держатель батареи 7 — Вал спидометра 8 — штекер фонарей заднего хода 9 — штекер......
01 04 2024 11:40:46
Система управляемой вентиляции картера (PCV) - общая информация, проверка состояния и замена компонентов Общая информация Входящая в обязательную......
31 03 2024 0:31:31
4.2.2. Регулировка троса акселератора ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять скобу крепления оболочки троса акселератора, обеспечив правильную установку кулачка......
30 03 2024 10:34:43
Правильно подобранный комплект зимних шипованных шин облегчит автовладельцу управляемость трaнcпортного средства на обледенелых участках дороги. Рассмотрим принцип выбора шипованной резины....
29 03 2024 5:20:51
Снятие и установка задней ступичной сборки, замена шаровой опоры Снятие/установка ступичной сборки Детали установки задней ступичной сборки 7 — Ступичная......
28 03 2024 13:42:26
16.55. Верхняя отделка центральной стойки Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Инструментом для снятия отделки освободите фиксаторы крепления нижней отделки......
27 03 2024 21:26:57
Снятие, обслуживание, установка и регулировка сборки механизма блокировки включения задней передачи Подробное описания устройства и принципа......
26 03 2024 16:48:45
Сцепление, приводные валы и дифференциал Спецификации Отдельные хаpaктеристики приведены также в тексте Главы и в случае обязательности их выполнения......
25 03 2024 15:37:29
12.23. Зеркала заднего вида с электроприводом ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение элементов электропривода стекол заднего вида 1. Блок пpeдoxpaнителей N2......
24 03 2024 6:48:32
Системы питания и выпуска Отдельные хаpaктеристики приведены также в тексте Главы и в случае обязательности их выполнения выделены жирным шрифтом. Сорта......
23 03 2024 21:46:50
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::