Ремонт и эксплуатация автомобиля Toyota Camry – 10.17. АБС: естественный выбор
10.17. АБС: естественный выбор
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Датчик скорости вращения колеса располагается в ступице. |
Сформулировать назначение АБС просто – она препятствует блокировке колес при торможении. Слишком сильно нажата педаль тормоза? Не беда – электроника, сравнивая сигналы датчиков скорости вращения на каждом из колес, определяет момент внезапной остановки колеса и, открывая электромагнитный клапан, сбрасывает излишки давления из тормозной магистрали в специальный гидроаккумулятор. Тормозные колодки разжимаются, вращение колеса восстанавливается, клапан вновь подключает магистраль к давлению, которое с помощью вакуумного усилителя тормозов создает правая нога водителя. И если это давление все еще слишком велико, то цикл повторяется вновь и вновь. В салоне включение АБС проявляется треском при работе исполнительного блока и толчками на педали тормоза, более или менее заметными в зависимости от конструкции системы. Фактически, АБС имитирует действия опытного водителя, который на скользкой дороге избегает блокировки колес, пользуясь прерывистым торможением. Но АБС делает это с недоступной человеку частотой и аккуратностью – до 15 раз в секунду. В результате АБС должна не только обеспечить автомобилю минимальный тормозной путь, но и заставить его слушаться руля – ведь колеса катятся и воспринимают боковую силу, насколько позволяет сцепление шин с покрытием. И это – основное преимущество АБС. Ведь в случае блокировки колес машина неуправляемо скользит прямо, даже когда бapaнка вывернута до упора.
Опасения
Казалось бы, все уже ясно. Антиблокировочные системы признаны всем цивилизованным автомиром и уже стали стандартным оборудованием на автомобилях, начиная со среднего класса. Но часто раздаются и голоса недовольных.
"Никакая электроника не сравнится с опытным водителем, – говорят одни. – Дайте мне такую же машину без АБС, и я остановлюсь раньше!"
Другим не нравится то, что АБС, вмешиваясь в процесс торможения, начисто исключает участие человека. Как ни дави на педаль, она с малоприятной вибрацией будет выталкиваться обратно. Машина тормозит сама, повлиять на ход замедления нельзя никак, к тому же с АБС очень сложно рассчитать тормозной путь и спрогнозировать, где же остановится автомобиль. Остается только ждать… Нестерпимо для водителя, привыкшего владеть ситуацией!
А третьи кивают на раллистов. Мол, недаром те боятся АБС, как чумы! А им-то, спортсменам, виднее…
Отключить неотключаемое
Для того, чтобы расставить все по местам, мы пошли на технологическое преступление. Нашли под капотом штекер, который подходит к исполнительному блоку АБС, и вытащили его из гнезда, заставив загореться желтую контрольку АБС и тревожно замигать красную лампочку тормозов в комбинации приборов. Так мы дезактивировали неотключаемую антиблокировочную систему. Испытания проходили по такой схеме. Мы выбрали четыре основных упражнения: торможение на прямой – на однородном и смешанном покрытии (миксте), в повороте и во время объезда препятствия (то есть при выполнении маневра переставка). Passat оснастили регистрирующей аппаратурой, точно измеряющей скорость и тормозной путь. А за рулем находились наши эксперты-испытатели. Впрочем, некоторые из упражнений было предложено совершить и обычным водителям самой разной квалификации – от начинающего автолюбителя до опытного профессионала. Все могли потренироваться перед контрольными заездами, привыкнуть к автомобилю и "пристреляться" к очередному маневру.
Каждое упражнение выполняли в две серии. Сначала делали более десяти заездов с работающей АБС, потом отключали систему, и автомобиль вновь спешил к размеченной яркими вешками трассе очередного маневра.
Как тормозить?
С антиблокировочной системой все просто: хочешь получить максимально возможное замедление – топи, недолго думая, педаль в пол. А как тормозить без АБС?
Сначала мы попробовали все делать "по теории" – тормозить на грани блокировки колес. Не выходит! Слишком чуткая фольксвагеновская педаль не позволяет точно дозировать тормозную силу – и мы ошибаемся, причем как в ту, так и в другую сторону. И это в спокойной обстановке. А попробуйте-ка это сделать в экстремальной ситуации, когда грозит авария!
Тогда мы применили испытанный способ – прерывистое торможение.
А для сравнения пробовали, не мудрствуя лукаво, тормозить "в пол", с блокировкой колес. В чем разница? На прямой главное отличие – в курсовой устойчивости. Особенно ярко это проявилось при торможении на миксте. Под левыми колесами был мокрый асфальт, а под правыми – заснеженная обочина.
С включенной АБС машину сперва начинает уводить в сторону покрытия с лучшим сцеплением, но электроника работает исправно: Passat мгновенно выравнивается и дальше тормозит по прямой, пpaктически не требуя подруливаний. Во время прерывистого торможения без АБС водителю приходилось немного подруливать, да и тормозной путь оказался больше.
Зато с полной блокировкой колес автомобиль тормозил почти так же эффективно, как с АБС. Но при этом его резко разворачивало влево на опасный угол – до 40°! Выигрыш АБС здесь очевиден.
Сюрпризы покрытия
Лед бывает гладким, как зеркало, и шершавым, как поверхность наждака. Снег бывает плотным, раскатанным, рыхлым, слипшимся, смерзшимся…
К чему это мы? А к тому, что каждое покрытие имеет свою специфику, и после наших испытаний дать однозначный ответ на интересующий всех вопрос – в каких условиях тормозной путь с АБС будет меньше, чем без нее – мы не можем!
Вариантов масса. К примеру, когда при неоднократных остановках на одной и той же прямой колеса нашего автомобиля накатали колею раскрошенного шипами шершавого льда, то тормозной путь с АБС и без нее с заблокированными колесами оказался почти одинаковым. Недаром наши спортсмены говорят, что самое "цепкое" покрытие – не асфальт, а исполосованный "гвоздями" ледяной трек. А на снегу – вот так сюрприз! – машина с АБС останавливалась немного позже. Все дело в том, что на снежном покрытии коэффициент сцепления оказался ниже, чем на шероховатом льду – шипы здесь работают не столь эффективно. Для АБС, видимо, это оказалось невыгодным. Зато при "обычном" прерывистом торможении (нажал–отпустил–нажал) за период блокировки колес перед ними образуется снежный валик, который и помогает машине замедляться более интенсивно. Работа же АБС препятствует блокировке колеса – и валика не получается.
Не бойтесь крутить руль!
Представьте себе вполне реальную ситуацию: перед вами в скользком повороте внезапно заносит грузовик, и его разворачивает поперек дороги. Или другую: из бокового проезда на неширокую улицу прямо перед носом выскакивает машина и перегораживает вашу полосу, оставляя свободной лишь встречную.
На волне хлынувшего в кровь адреналина водитель панически, рефлекторно, что есть мочи нажмет на тормоз. Колеса заблокируются. А с заблокированными колесами машина в первой ситуации вылетит наружу поворота, а во второй – врежется в препятствие. Ибо без АБС избежать аварии поможет только прерывистое торможение, а тут от водителя требуется не только выдающееся хладнокровие и выдержка, но и незаурядное мастерство.
И вот наш пример. Опытнейшему эксперту понадобилось призвать на помощь все свое умение, чтобы, чередуя строго дозированные толчки по педали тормоза и точную работу рулем, повторить и даже чуть превзойти результаты тех же маневров с АБС.
Но что с того? Ведь даже испытателю понадобилось для этого сделать больше десяти пристрелочных заездов, а в реальной ситуации шанс будет только один! И электроника здесь сработает надежно и во благо.
При торможении в повороте задача водителя вообще была простейшей: нажал на тормоз, повернул руль – и автомобиль, четко отслеживая заданную траекторию, интенсивно замедляется. Это доступно любому. Важно только помнить, что во время торможения с АБС машиной можно и нужно управлять. Не оцепенело сжимать руль, а смело им действовать!
При объезде препятствия (мы тормозили при выполнении знакомого нашим читателям маневра переставки) ситуация была такой. Когда скорость выполнения маневра приблизилась к предельной, после объезда препятствия начинал развиваться занос задней оси. Это было как с АБС, так и без нее. Но используя АБС, удавалось погасить скорость настолько, что занос был не столь резким и глубоким. И тормозной путь после объезда был на 15 метров короче. Существенно!
Правда, чтобы удержаться на дороге, при коррекции заноса приходилось отпускать тормозную педаль даже при работающей антиблокировочной системе. Почему? Не спорим, АБС оставляет возможность изменять траекторию при экстренном торможении, а не скользить по прямой с заблокированными колесами. Но при борьбе с заносом работа АБС слишком снижает эффективность корректирующих действий рулем. И даже тем водителям, чьи автомобили оснащены АБС, в подобных ситуациях нужно быть готовыми на мгновение отпустить педаль тормоза, сознательно отказавшись от услуг электроники.
Авто-Ревю
1.17.4. Освещение жидкокристаллической комбинации приборов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Красно-коричневое освещение жидкокристаллической комбинации приборов включается......
08 05 2024 16:31:15
Снятие и установка компрессора ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ВНИМАНИЕ Не вскрывайте контур охлаждения кондиционера. Если хладагент попадает на кожу, это может привести......
07 05 2024 14:15:44
Кожух вентилятора и вентиляторная сборка - детали установки (на примере бензиновой модели с двигателем серии М120.980/982) Детали установки кожуха......
06 05 2024 15:21:51
8.2.12. Радиатор охлаждения жидкости автоматической коробки передач ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Радиатор охлаждения жидкости автоматической коробки передач 1 –......
05 05 2024 22:24:12
6.14. Система питания с карбюратором Размещение элементов системы подачи топлива с карбюратором 1 – измеритель расхода воздуха OBD ; 2 – датчик......
04 05 2024 23:51:48
1.20. Рулевое колесо, переключение передач и тормоз ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 1 – регулировка положения рулевого колеса, 2 – ручной тормоз, 3 – переключение передач......
03 05 2024 17:32:18
Снятие и установка капота Для снятия капота потребуется помощник. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Откройте и зафиксируйте его в полностью открытом положении упopной......
02 05 2024 21:39:58
Газораспределительный механизм и элементы двигателя Нижняя защита двигательного отсека Задняя часть двигательного отсека 1 — Болт Центральная часть......
01 05 2024 6:58:27
9.2.5. Изменение конструкции задней подвески ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Модифицированные элементы подвески нельзя устанавливать на автомобили старых......
30 04 2024 13:26:40
1.25. Тормозная жидкость ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Тормозная жидкость абсорбирует влагу. Поэтому в ходе эксплуатации автомобиля тормозная жидкость забирает......
29 04 2024 9:50:37
Замена цилиндра дифференциала с автоматической блокировкой (модели 140.028/032/033 до 31.05.94 г. вып. и 140.1 с кодом 211a) Диаметр дифференциала 210......
28 04 2024 6:36:51
Система антиблокировки тормозов (ABS) - общая информация ABS входит в стандартную комплектацию некоторых моделей, на другие может быть установлена......
27 04 2024 22:58:39
3.1.10. Распредвал и толкатели Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините отрицательную клемму от аккумулятора и снимите крышку головки блока цилиндров.......
26 04 2024 17:31:26
11.7. Снятие и установка тягово-сцепного устройства ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Детали тягово-сцепного устройства 1 – тягово-сцепное устройство; 2 – болты; 3 –......
25 04 2024 2:25:42
2.1.9. Кругооборот моторного масла ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Кругооборот моторного масла 1 – канал подачи масла в головке блока цилиндров; 2 – основная масляная......
24 04 2024 14:50:48
1.5. Габаритные размеры автомобилей Ford ESCORT ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Габаритные размеры автомобилей Ford ESCORT Длина 4063 мм Ширина 1640 мм Передний свес 767......
23 04 2024 18:29:10
Масло двигателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Замена масла и масляного фильтра в двигателе Замена масла в двигателе должна производиться в зависимости от двух факторов:......
22 04 2024 16:26:13
1.20.3. Работы по обслуживанию машины ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ В данном подразделе описываются все работы по обслуживанию, относящиеся к различным машинам, которые......
21 04 2024 6:44:24
11.28. Ремни безопасности ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Более поздние модели оборудованы пиротехническими натяжителями ремней безопасности. Не пытайтесь......
20 04 2024 19:48:10
Зазор в клапанах Отдельные части привода клапанов и, прежде всего, штоки клапанов растягиваются и удлиняются при нагреве двигателя. Поэтому для......
19 04 2024 14:22:30
Юстировка фар Для юстировки угла наклона фар предназначены два регулятора, расположенные на задней стороне каждой фары. Регулировка наклона фар 1 — По......
18 04 2024 5:46:57
1.3.5.1. Замена масляного фильтра на дизельных двигателях ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Масляный фильтр дизельных двигателей 1 – крышка; 2 – уплотнительное кольцо; 3 –......
17 04 2024 11:57:52
Комфорт Автоматизированная система кондиционирования воздуха (климат-контроль) Общая информация Входящая в стандартную комплектацию всех моделей......
16 04 2024 12:20:19
3.15. Подвеска силового агрегата ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение гайки крепления правой опоры двигателя Расположение гайки крепления левой опоры двигателя......
15 04 2024 11:56:10
4.4. Дизельные двигатели 16D и 16DА 4.4.1. Техническая хаpaктеристика ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Тип двигателя Четырехцилиндровый, четырехтактный двигатель, с одним......
14 04 2024 6:30:30
Замена нижней шаровой опоры На заводе-изготовителе шаровые опоры приклепываются к рычагу. Для крепления сменных опор используются болты. ПОРЯДОК......
13 04 2024 10:51:45
13.3. Проверка усилия поворота рулевого колеса ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Вставьте термометр в бачок для жидкости усилителя рулевого управления.......
12 04 2024 13:16:38
1.1.33. Колеса и шины ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Величина давления воздуха в задних шинах автомобилей с кузовом универсал составляет 2,5 бар, а при полной загрузке......
11 04 2024 7:18:47
1.3.2.6. Проверка уровня масла в автоматической коробке передач ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Проверку уровня масла в автоматической коробке передач......
10 04 2024 21:36:23
Снятие и установка поддона картера двигателя Детали установки поддона картера и масляного насоса 1, 13 — Поддон картера 2, 5, 11 — Прокладка 3, 12 —......
09 04 2024 1:39:25
Снятие и установка уплотнителя двери задка СНЯТИЕ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Откройте дверь задка. 2. Снимите уплотнитель –1–. УСТАНОВКА ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ......
08 04 2024 10:38:25
Общие сведения о настройках и регулировках Под названием “настройки” в настоящем Руководстве подразумевается не отдельно взятая процеДypa корректировки......
07 04 2024 12:11:42
1.2.6.5. Если автомобиль нуждается в буксировке ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Спереди Отпустите стояночный тормоз. Сзади Ручная трaнcмиссия – рекомендуем использовать......
06 04 2024 12:23:25
Двигатели Спецификации Общие параметры Полный перечень двигателей и их параметров, используемых для комплектации моделей Opel Corsa-B/Combo и Tigra......
05 04 2024 17:49:25
9.2. Снятие и установка полуосей ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Демпфер вибраций на полуоси – модели DONC, вид через правую нишу Демпфер вибраций на полуоси указан......
04 04 2024 5:15:24
8.1. Механическая коробка передач ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Коробка передач размещена в картере из алюминиевого сплава и прикреплена к левому концу двигателя. Она......
03 04 2024 2:50:55
1.39. Лампы для чтения карт ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Вставьте отвертку в паз на фонаре и аккуратно снимите рассеиватель. Достаньте лампочку из патрона.......
02 04 2024 17:40:44
1.3.4. Каждые 25 000 км или 12 месяцев 1.3.4.1. Проверка тормозной системы ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Осматривайте тормоза через рекомендованные интервалы и при......
01 04 2024 6:51:12
Масляный радиатор (если установлен) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Если на двигателе установлен масляный радиатор, то он находится под передней частью автомобиля. Чтобы......
31 03 2024 7:47:50
Замена батарей ключа дистанционного управления СНЯТИЕ ВНИМАНИЕ При снятии батарей проверьте, указана ли на батареях полярность. Если полярность не......
30 03 2024 3:38:38
12.54. Центральная консоль Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините провод минусовой клеммы аккумулятора. 2. Снимите пепельницу и полку. 3. Снимите чехол......
29 03 2024 14:43:34
15.8. Угол опережения зажигания Система зажигания EZL Система зажигания EZL работает на основании сигнала, полученного от датчика угла поворота......
28 03 2024 4:58:36
5.2.32. Датчик детонационного сгорания топлива MULTEC-S Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините провод минусовой клеммы аккумулятора. 2. При......
27 03 2024 23:40:16
Автоматическая трaнcмиссия Общая информация и принципы функционирования Схема расположения трaнcмиссии в двигательном отсеке 1 — Реактивная штанга......
26 03 2024 4:27:39
5.2.10. Тросик акселератора Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Открутите контргайки на тросике акселератора. 2. Поверните рычаг дроссельной заслонки и......
25 03 2024 12:10:19
Проверка обогреваемого заднего стекла При включении обогрева заднего стекла поле с видимыми линиями проводов через некоторое время должно освободиться от......
24 03 2024 0:59:52
Подготовка к выполнению ремонтных работ по восстановлению РКПП ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Перед разборкой коробки переключения передач тщательно очистите......
23 03 2024 13:54:36
3.2. Автомобили с дизельными двигателями 3.2.1. Изменения в конструкции автомобиля с 1988 до 1993 гг. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Этот подраздел касается изменений,......
22 03 2024 0:22:23
Снятие и установка радиатора и расширенного бачка системы охлаждения Не приступайте к выполнению процедур до полного остывания двигателя. См. также......
21 03 2024 11:16:37
5.2.2. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Регулировочные данные Обороты холостого хода: – двигатели 1.7 литра: нормальные 780 – 880 об/мин ......
20 03 2024 16:57:41
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::