Ремонт и эксплуатация автомобиля Toyota Camry – 7.2.22. Три в одном – или как уберечь катализатор
7.2.22. Три в одном – или как уберечь катализатор
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Замена отказавшего катализатора обойдется недешево, поэтому хорошо бы заранее знать, какие проблемы с ним бывают, как обстоит дело с ними на рынке запчастей.
До недавнего времени мы знали о катализаторе только следующее: это такая штука, которая непонятно зачем нужна, непонятно как работает, что наш бензин ее "убивает", в общем – одни неприятности. Вырезать – и никаких проблем! Но постепенно мы начали привыкать к тому что катализатор – вещь все-таки небесполезная, по крайней мере мысли о "хирургическом вмешательстве" в выхлопную систему посещают все реже и все меньшее количество голов.
Весной, когда сотрудники ГАИ начинают "борьбу за чистоту воздуха", на нас сваливается еще одна проблема – нужно отрегулировать СО. Владельцы машин, оборудованных катализаторами, об этом даже не задумываются, а посты проверки СО проезжают без дрожи в коленках и боязни за свой кошелек. Правда, тот же кошелек может прилично "похудеть" по другой причине. Штрафы за превышение уровня СО покажутся копеечными по сравнению с расходами на покупку и замену катализатора, если он выйдет из строя. Поэтому совсем не вредно знать, как с ним обращаться, а для этого нужно сначала разобраться, как он устрон и как работает.
Как они работают?
При сгорании рабочей смеси образуется ряд вредных для здоровья человека продуктов сгорания, в частности, окись углерода (СО), различные углеводороды (СН) и окислы азота (NO). Хотя эти вещества и составляют всего 1% от общего выхлопа (остальное – это азот, двуокись углерода и водяной пар), они очень вредны и требуют нейтрализации. Существует несколько способов борьбы с вредными выхлопами – например, обеднение смеси, на которой работает двигатель или рециркуляция выхлопа – но ни один из них не сравнится по эффективности с каталитическим нейтрализатором.
При сгорании рабочей смеси образуется ряд вредных для здоровья человека продуктов сгорания, в частности, окись углерода (СО), различные углеводороды (СН) и окислы азота (NO). Хотя эти вещества и составляют всего 1% от общего выхлопа (остальное – это азот, двуокись углерода и водяной пар), они очень вредны и требуют нейтрализации. Существует несколько способов борьбы с вредными выхлопами – например, обеднение смеси, на которой работает двигатель или рециркуляция выхлопа – но ни один из них не сравнится по эффективности с каталитическим нейтрализатором.
Как говорят специалисты, каталитический нейтрализатор – это простое устройство, в котором происходит сложный химический процесс. "Внутри корпуса из нержавеющей стали находится керамический или металлический "кирпич", имеющий сотовую структуру. У этого монолита огромная площадь поверхности, причем вся она покрыта тончайшим слоем специального сплава – собственно катализатора, содержащего платину, родий и палладий. Именно эти драгоценные металлы отвечают за чудесные свойства катализатора, они же определяют его высокую стоимость".
Выхлопные газы "омывают" поверхность монолита, и, когда температура достигает "критического" значения 270° С, начинается каталитическая реакция. Окись углерода превращается в двуокись (углекислый газ), углеводороды превращаются в воду и опять же двуокись углерода, а окислы азота превращаются в воду и азот. Все это для окружающей среды менее вредно.
Каталитические нейтрализаторы способны довольно эффективно снижать токсичность выхлопа, при этом они не влияют на потрeбление топлива и мощность двигателя. При наличии катализатора слегка возрастает обратное давление выхлопа, от чего двигатель теряет 2–3 л.с., но это, пpaктически, вся "плата" за очистку выхлопа. Однако, установка каталитического нейтрализатора – не идеальное решение. Теоретически, он должен служить бесконечно, так как вышеупомянутые драгметаллы служат лишь катализатором, который при химической реакции, как известно, не расходуется. На пpaктике же жизнь катализатора имеет свой предел…
Что их губит?
Отказ каталитического нейтрализатора может произойти по нескольким причинам, хотя, обычно, это процесс постепенный, уловить который без специального оборудования невозможно.
"Сердцевина" большинства катализаторов изготовлена из керамики – материала, известного своей хрупкостью. Автомобиль может на скорости попасть в выбоину, удариться обо что-то или даже просто "чиркнуть" корпусом катализатора по камню, и от этого каталитический "кирпич" может треснуть. После этого потеря "сердцевиной" своих рабочих качеств – дело времени.
Конверторы нового поколения, содержащие металлический монолит, не столь уязвимы по этой части. Разбить их, конечно, можно, но, во всяком случае, не так просто.
Враги катализатора
Кроме физического разрушения существует еще одна частая причина выхода из строя катализатора. Топливо. Он чрезвычайно чувствителен к составу топлива. Если бензин этилированный, то тетраэтил свинца, содержащийся в нем, откладывается на активной поверхности каталитического "кирпича" и быстро "засаливает" ее, от чего всякие реакции прекращаются. Уж, кажется, на заправках и наконечники шлангов стали ставить разного размера, и раздаточные колонки красят в разные цвета, и пишут об этом на каждом углу, а все равно потребители иногда путают и заливают не тот бензин. А ведь достаточно "сжечь" полбака такого бензина, и катализатор погибнет безвозвратно.
Но не только этилированный бензин – враг катализатора. Катализатор можно погубить и неэтилированным, если неисправна система управления двигателем, неполностью сгорает смесь или двигатель сильно изношен.
Тройные каталитические нейтрализаторы ("тройные" потому, что катализатором служит совокупность трех драгоценных металлов) устанавливают только на те машины, двигатели которых оборудованы замкнутой системой контроля выхлопа. Перед катализатором установлен кислородный датчик, который отслеживает состав выхлопа и передает эти данные в центральный процессор. В зависимости от содержания кислорода в выхлопе, БЭУ регулирует состав горючей смеси и зажигание так, чтобы поддерживались их оптимальные значения. Это служит главной защитой для катализатора, а также обеспечивает экономию топлива и эффективность работы двигателя. Катализатор не переносит больших отклонений в составе рабочей смеси. Плохо отрегулированный двигатель с повышенным содержанием углеводородов в выхлопе просто гробят катализатор. Если же смесь слишком бедная, это может вызвать резкий перегрев катализатора, от чего снова пострадает монолит, только уже "физически". Таким образом, "жизнь" катализатора зависит от исправности системы управления двигателем.
Многое зависит и от исправности самого кислородного датчика. С "возрастом" он становится "ленивым" или совсем выходит из строя, что сказывается на составе смеси и, соответственно, на исправности катализатора.
Испортить катализатор может и выхлоп сильно изношенного двигателя, сжигающего масло. Оно, попадая вместе с выхлопом в катализатор, "запекается" на поверхности монолита, подобно лаку, и не дает катализатору работать.
Есть и другие вредные факторы. Например – свечи. Неподходящие свечи не будут давать полного сгорания, что может вызвать в катализаторе губительную реакцию расплавления".
Будьте очень осторожны в применении присадок к бензину или маслу. Большинство об этом не задумывается, а ведь присадки тоже могут вредно воздействовать на катализатор. Если на продукте не написано: "совместим с катализатором", лучше не рискуйте.
Еще один опасный случай – запуск двигателя буксировкой. При этом может происходить попадание в катализатор просто чистого бензина. Это, во-первых, отравляет катализатор, но также может вызвать мгновенную реакцию и даже взрыв. Смотрите также, куда едете – старайтесь не попадать в глубокие лужи. Рабочая температура катализатора составляет порядка 900° С. Внезапное попадание его в воду может быть фатальным.
В целом, замечено, что на срок службы катализатора влияют условия эксплуатации. Больше страдают катализаторы на машинах, эксплуатируемых в городских условиях, когда двигатель часто заводят. С другой стороны, при длительной высокоскоростной езде по магистралям катализатор также портится от того, что перегревается".
Наконец, вы поступите разумно, если станете регулярно осматривать всю систему выхлопа. Если сломаны кронштейны или отвалились резиновые подвески, выхлопная труба будет вибрировать, передавая на катализатор ненужные нагрузки.
13.3. Прокачка гидравлической системы привода тормозов с использованием сканера Любая гидравлическая система работает нормально, если из нее удален......
14 05 2024 6:58:15
10.17. Дверь ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Работы выполняются вдвоем. Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднимите стекло. Отсоедините батарею от......
13 05 2024 12:16:27
1.35. Щетки стеклоочистителей ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Безупречное состояние щеток стеклоочи стителей является совершенно необходимым условием для обеспечении......
12 05 2024 4:52:57
3.4.3. Система зажигания ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Система зажигания служит для воспламенения топливной смеси в цилиндрах в нужный момент времени, в зависимости от......
11 05 2024 22:51:33
12.1. Кузовные размеры ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Если не указано иное, все допустимые отклонения составляют ± 2.0 мм. Седан. Размеры пола передней части кузова А =......
10 05 2024 22:33:16
5.7. Проверка системы вентиляции картера (PCV) ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Пустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры. 2. Оставьте......
09 05 2024 16:10:20
2.12.3. Снятие, установка и натяжение клинового зубчатого ремня ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ С сентября 1992 года некоторые 4-цилиндровые двигатели оснащаются вместо......
08 05 2024 1:27:33
Замена щеток Тип 60 A Обратитесь к Разделам Разборка [Тип 60 A] и Сборка [Тип 60 A] . Типы 70 A и 80 A ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Снимите заднюю крышку и......
07 05 2024 21:12:44
1.2. Ключи ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Выключатель зажигания и стартер карбюраторного двигателя, выключатель накального зажигания дизельного двигателя o = зажигание......
06 05 2024 3:50:13
8.2.9. "Автомат" ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Все, что вам потребуется, – это изучить положение рычага-селектора управления трaнcмиссией и его основные позиции: P –......
05 05 2024 0:48:15
1.5.15. Подушки безопасности для водителя и пассажира ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Подушка безопасности для водителя системы SRS (дополнительного демпфирования)......
04 05 2024 0:45:56
Снятие и установка стартера СНЯТИЕ 1 Отсоедините кабель массы от батареи. Если магнитола в Вашем автомобиле закодирована, прежде чем отключать батарею,......
03 05 2024 12:51:11
Перечень неисправностей Неисправность Ее причина Чем помочь А. Автомобиль при торможении уводит в сторону 1. Неравномерное давление в шинах 2.......
02 05 2024 5:28:25
1.10. Вентиляция и отопление салона ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Схема отопления и вентиляции салона автомобиля Ford Sierra Опускание и подъем стекол боковых дверей......
01 05 2024 0:35:25
Альтернативные варианты схем восстановительного ремонта двигателя В ходе самостоятельного выполнения капитального ремонта двигателя читатель столкнется с......
30 04 2024 8:30:46
12.1. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Общие хаpaктеристики Смазка Консистентная смазка на литиевой основе N 1051344 или эквивалентная Рабочая......
29 04 2024 22:45:25
Схождение передних колес Схождение – это разворот передних колес внутрь или наружу. Назначение спецификации схождения - это выставить колеса параллельно......
28 04 2024 2:21:19
Последние новинки в автомобильном мире. Kia Telluride 2022 года. Обновленный Hyundai Palisade. Электрокар Toyota bZ4X. Электромобиль от Lincoln....
27 04 2024 14:13:54
3.3.8.4. Шатуны и поршни ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расстановка стыков поршневых колец 1. Верхний диск маслосъемного кольца 2. Верхнее компрессионное кольцо 3.......
26 04 2024 4:26:12
12.30. Проверка нейтрального положения рейки ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Проверка установки управляемых колес в положение для прямолинейного движения А. ТОРМОЗНОЙ......
25 04 2024 20:38:27
Поддомкрачивание и буксировка Поддомкрачивание ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Штатный домкрат предназначен только для кратковременного подъема автомобиля при замене......
24 04 2024 23:29:19
4.2.1. Панель управления, печка и система вентиляции Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите центральную панель панели приборов. 2. Снимите......
23 04 2024 14:31:21
4.1. Автомобили с бензиновыми двигателями ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Топливный бак автомобилей с бензиновыми двигателями 1 – уплотнительное кольцо. Всегда подлежит......
22 04 2024 7:46:28
2.1. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Смазки и жидкости Смотрите подраздел 2.2.3.5 и 2.2.3.15 Количества Моторное масло Объем (включая фильтр):......
21 04 2024 16:34:51
Снятие и установка замка двери Чтобы иметь возможность перемещения окна двери при снятой боковой подушке безопасности, необходимо кратковременно......
20 04 2024 13:16:45
5.1.6. Снятие давления в топливной системе ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение При работе на топливной системе необходимо предварительно снять давление в......
19 04 2024 2:12:13
Общая информация Конструкция передней подвески 1 — Прокладка 2 — Крышка 3 — Подушка верхней опоры 4 — Упopный подшипник 5 — Пыльник 6 — Верхняя тарелка......
18 04 2024 22:37:11
6.3.9. Замена топливного фильтра ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Топливный фильтр необходимо менять через каждые 30 000 км пробега. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отвернуть болты......
17 04 2024 6:45:33
4.1.6. Снятие и установка двигателя Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоединить от аккумулятора провод массы. 2. Снять капот. 3. Снять воздушный фильтр. 4.......
16 04 2024 10:47:26
5.4.2.2. Вторичный вал ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Вторичный вал 1 – регулировочная шайба; 2 – наружное кольцо роликового конического подшипника; 3 – роликовый......
15 04 2024 12:17:52
Замена трaнcмиссионного масла ручной коробки (переключения) передач (РКПП) (каждые 48 000 км (30 000 миль) пробега, или раз в два года) ПОРЯДОК......
14 04 2024 22:51:37
Снятие и установка рычага селектора переключения передач Снятие Детали установки рычага селектора переключения передач (с режимным переключателем W/S) 39......
13 04 2024 5:47:43
Снятие, осмотр и установка на место масляного насоса Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Взведите ручной тормоз и поддомкратьте автомобиль спереди и сзади и......
12 04 2024 22:47:33
10.13. Колодки стояночного тормоза задних дисковых тормозов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Детали стояночного тормоза 1. Направляющая планка 2. Пружина 3. Распорка 4.......
11 04 2024 5:59:22
6.3. Ремонтные операции на двигателе, установленном в автомобиле ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Следующие операции можно выполнять, не снимая двигатель с автомобиля: –......
10 04 2024 2:44:34
Для самых интересных вариантов будет организовано голосование...
09 04 2024 11:12:13
3.1.2. Идентификационный номер ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ На основе этого номера можно идентифицировать автомобиль. В него включены данные модели и варианта кузова.......
08 04 2024 5:42:26
Варианты восстановления двигателя При самостоятельном выполнении процедур капитального ремонта двигателя механик-любитель столкнется с возможностью......
07 04 2024 20:12:48
3.3.9. Коленчатый вал 3.3.9.1. Снятие и проверка ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Коленвал в сборе (двигатели AAN, AAR) 1. Трубка маслоприемника 2. Болт, 10 Н.м. 3.......
06 04 2024 7:44:46
1.26. Запасное колесо, домкрат и инструмент ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Запасное колесо, автомобильный домкрат и рабочий инструмент автомобиля (за исключением......
05 04 2024 12:25:59
Снятие, проверка состояния и установка газораспределительного ремня и зубчатых колес привода ГРМ Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините отрицательный......
04 04 2024 17:45:34
Спецификации Общие параметры Тип системы Закрытая, работающая под давлением, с радиатором, установленным спереди, отдельным расширительным бачком и......
03 04 2024 11:14:27
Снятие, установка и проверка тягового реле стартера При наличии повреждения тягового реле его шестерня не входит в зацепление с зубчатым венцом маховика.......
02 04 2024 8:30:33
4.5. Верхняя мертвая точка (ВМТ) поршня первого цилиндра ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Верхняя мертвая точка поршня – это точка, через которую проходит каждый поршень......
01 04 2024 17:54:52
3.1.1.15. Задний сальник коленвала Замена ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите КПП (трaнcмиссию), руководствуясь описанием в подразделе 7.1.5 и подразделе......
31 03 2024 15:10:29
16.10. Проверка катушек статора ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Омметром проверьте проводимость между клеммой М и щеткой. При отсутствии проводимости замените......
30 03 2024 23:48:58
3.3.4. Система зажигания ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Детали бесконтактной системы зажигания с внешним электронным блоком 1. Конденсатор 2. Кронштейн крепления......
29 03 2024 19:19:16
2.33. Уход за системой охлаждения ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Работы выполняются на холодном двигателе при соблюдении мер предосторожности (антифриз......
28 03 2024 21:51:20
9.13. Общие рекомендации по сборке О Б Щ И Е С В Е Д Е Н И Я Предупреждение Замените все уплотнительные кольца и прокладки на новые. Проверьте, чтобы перед сборкой......
27 03 2024 12:50:27
18.20. Ремонт генератора Разборка Предупреждение Установите на губки тисков мягкие защитные накладки, для исключения повреждения деталей генератора.......
26 03 2024 12:34:59
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::