Устройство, обслуживание, ремонт BMW 3 серии E30 1983-1994 – 14.39. АБС: естественный выбор
14.39. АБС: естественный выбор
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Сформулировать назначение АБС просто – она препятствует блокировке колес при торможении. Слишком сильно нажата педаль тормоза? Не беда – электроника, сравнивая сигналы датчиков скорости вращения на каждом из колес, определяет момент внезапной остановки колеса и, открывая электромагнитный клапан, сбрасывает излишки давления из тормозной магистрали в специальный гидроаккумулятор. Тормозные колодки разжимаются, вращение колеса восстанавливается, клапан вновь подключает магистраль к давлению, которое с помощью вакуумного усилителя тормозов создает правая нога водителя. И если это давление все еще слишком велико, то цикл повторяется вновь и вновь. В салоне включение АБС проявляется треском при работе исполнительного блока и толчками на педали тормоза, более или менее заметными в зависимости от конструкции системы. Фактически, АБС имитирует действия опытного водителя, который на скользкой дороге избегает блокировки колес, пользуясь прерывистым торможением. Но АБС делает это с недоступной человеку частотой и аккуратностью – до 15 раз в секунду.
Опасения
Казалось бы, все уже ясно. Антиблокировочные системы признаны всем цивилизованным автомиром и уже стали стандартным оборудованием на автомобилях, начиная со среднего класса. Но часто раздаются и голоса недовольных.
"Никакая электроника не сравнится с опытным водителем, – говорят одни. – Дайте мне такую же машину без АБС, и я остановлюсь раньше!"
Другим не нравится то, что АБС, вмешиваясь в процесс торможения, начисто исключает участие человека. Как ни дави на педаль, она с малоприятной вибрацией будет выталкиваться обратно. Машина тормозит сама, повлиять на ход замедления нельзя никак, к тому же с АБС очень сложно рассчитать тормозной путь и спрогнозировать, где же остановится автомобиль. Остается только ждать … Нестерпимо для водителя, привыкшего владеть ситуацией!
А третьи кивают на раллистов. Мол, недаром те боятся АБС, как чумы! А им-то, спортсменам, виднее …
Датчик скорости вращения колеса располагается в ступице |
Отключить неотключаемое …
Для того, чтобы расставить все по местам, мы пошли на технологическое преступление. Нашли под капотом штекер, который подходит к исполнительному блоку АБС, и вытащили его из гнезда, заставив загореться желтую контрольку АБС и тревожно замигать красную лампочку тормозов в комбинации приборов. Так мы дезактивировали неотключаемую антиблокировочную систему. Испытания проходили по такой схеме. Мы выбрали четыре основных упражнения: торможение на прямой – на однородном и смешанном покрытии (миксте), в повороте и во время объезда препятствия (то есть при выполнении маневра переставка). Passat оснастили регистрирующей аппаратурой, точно измеряющей скорость и тормозной путь. А за рулем находились наши эксперты-испытатели. Впрочем, некоторые из упражнений было предложено совершить и обычным водителям самой разной квалификации – от начинающего автолюбителя до опытного профессионала. Все могли потренироваться перед контрольными заездами, привыкнуть к автомобилю и "пристреляться" к очередному маневру.
Каждое упражнение выполняли в две серии. Сначала делали более десяти заездов с работающей АБС, потом отключали систему, и автомобиль вновь спешил к размеченной яркими вешками трассе очередного маневра.
Как тормозить?
С антиблокировочной системой все просто: хочешь получить максимально возможное замедление – топи, недолго думая, педаль в пол. А как тормозить без АБС?
Сначала мы попробовали все делать "по теории" – тормозить на грани блокировки колес. Не выходит! Слишком чуткая фольксвагеновская педаль не позволяет точно дозировать тормозную силу – и мы ошибаемся, причем как в ту, так и в другую сторону. И это в спокойной обстановке. А попробуйте-ка это сделать в экстремальной ситуации, когда грозит авария!
Тогда мы применили испытанный способ – прерывистое торможение.
А для сравнения пробовали, не мудрствуя лукаво, тормозить "в пол", с блокировкой колес. В чем разница? На прямой главное отличие – в курсовой устойчивости. Особенно ярко это проявилось при торможении на миксте. Под левыми колесами был мокрый асфальт, а под правыми – заснеженная обочина.
Торможение с блокировкой колес
1. Прерывистое торможение 2. Торможение с АБС 3. Начало торможения, скорость 64 км/ч |
С включенной АБС машину сперва начинает уводить в сторону покрытия с лучшим сцеплением, но электроника работает исправно: Passat мгновенно выравнивается и дальше тормозит по прямой, пpaктически не требуя подруливаний. Во время прерывистого торможения без АБС водителю приходилось немного подруливать, да и тормозной путь оказался больше.
Зато с полной блокировкой колес автомобиль тормозил почти так же эффективно, как с АБС. Но при этом его резко разворачивало влево на опасный угол – до 40°! Выигрыш АБС здесь очевиден.
Сюрпризы покрытия
Лед бывает гладким, как зеркало, и шершавым, как поверхность наждака. Снег бывает плотным, раскатанным, рыхлым, слипшимся, смерзшимся …
К чему это мы? А к тому, что каждое покрытие имеет свою специфику, и после наших испытаний дать однозначный ответ на интересующий всех вопрос – в каких условиях тормозной путь с АБС будет меньше, чем без нее – мы не можем!
Вариантов масса. К примеру, когда при неоднократных остановках на одной и той же прямой колеса нашего автомобиля накатали колею раскрошенного шипами шершавого льда, то тормозной путь с АБС и без нее с заблокированными колесами оказался почти одинаковым. Недаром наши спортсмены говорят, что самое "цепкое" покрытие – не асфальт, а исполосованный "гвоздями" ледяной трек. А на снегу – вот так сюрприз! – машина с АБС останавливалась немного позже. Все дело в том, что на снежном покрытии коэффициент сцепления оказался ниже, чем на шероховатом льду – шипы здесь работают не столь эффективно. Для АБС, видимо, это оказалось невыгодным. Зато при "обычном" прерывистом торможении (нажал – отпустил – нажал) за период блокировки колес перед ними образуется снежный валик, который и помогает машине замедляться более интенсивно. Работа же АБС препятствует блокировке колеса – и валика не получается.
Не бойтесь крутить руль!
Представьте себе вполне реальную ситуацию: перед вами в скользком повороте внезапно заносит грузовик, и его разворачивает поперек дороги. Или другую: из бокового проезда на неширокую улицу прямо перед носом выскакивает машина и перегораживает вашу полосу, оставляя свободной лишь встречную.
На волне хлынувшего в кровь адреналина водитель панически, рефлекторно, что есть мочи нажмет на тормоз. Колеса заблокируются. А с заблокированными колесами машина в первой ситуации вылетит наружу поворота, а во второй – врежется в препятствие. Ибо без АБС избежать аварии поможет только прерывистое торможение, а тут от водителя требуется не только выдающееся хладнокровие и выдержка, но и незаурядное мастерство.
И вот наш пример. Опытнейшему эксперту понадобилось призвать на помощь все свое умение, чтобы, чередуя строго дозированные толчки по педали тормоза и точную работу рулем, повторить и даже чуть превзойти результаты тех же маневров с АБС.
Но что с того? Ведь даже испытателю понадобилось для этого сделать больше десяти пристрелочных заездов, а в реальной ситуации шанс будет только один! И электроника здесь сработает надежно и во благо.
При торможении в повороте задача водителя вообще была простейшей: нажал на тормоз, повернул руль – и автомобиль, четко отслеживая заданную траекторию, интенсивно замедляется. Это доступно любому. Важно только помнить, что во время торможения с АБС машиной можно и нужно управлять. Не оцепенело сжимать руль, а смело им действовать!
При объезде препятствия (мы тормозили при выполнении знакомого нашим читателям маневра переставки) ситуация была такой. Когда скорость выполнения маневра приблизилась к предельной, после объезда препятствия начинал развиваться занос задней оси. Это было как с АБС, так и без нее. Но используя АБС, удавалось погасить скорость настолько, что занос был не столь резким и глубоким. И тормозной путь после объезда был на 15 метров короче. Существенно!
Правда, чтобы удержаться на дороге, при коррекции заноса приходилось отпускать тормозную педаль даже при работающей антиблокировочной системе. Почему? Не спорим, АБС оставляет возможность изменять траекторию при экстренном торможении, а не скользить по прямой с заблокированными колесами. Но при борьбе с заносом работа АБС слишком снижает эффективность корректирующих действий рулем. И даже тем водителям, чьи автомобили оснащены АБС, в подобных ситуациях нужно быть готовыми на мгновение отпустить педаль тормоза, сознательно отказавшись от услуг электроники.
Авто-Ревю
9.2.6. Главный цилиндр сцепления ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Детали главного цилиндра сцепления 1. Стопopное кольцо 2. Шток и демпфер 3. Поршень в сборе 4. Пробка 5.......
07 05 2024 22:16:39
Регулировка положения капота Тросовый привод обоих замков капота не должен иметь люфтов. Оболочка троса должна полностью находиться в направляющей замка.......
06 05 2024 11:15:17
14.3.9. Система антиблокировки тормозов (модели с передним приводом) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ......
05 05 2024 19:57:52
6.4. Система предпускового подогрева дизельных двигателей 6.4.1. Введение ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ В каждой вихревой камере устанавливается свеча накаливания.......
04 05 2024 18:14:49
8.6. Модуль EGR (модели X16 SZ) Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите блок детонации с кронштейна и переместите его в сторону. 2. Отсоедините......
03 05 2024 9:28:22
11.24. Клапаны переключения передачи (№1, №2) Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи. 2.......
02 05 2024 15:51:25
7.1.4. Выключатель огней фонарей заднего хода Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Проверьте пpeдoxpaнитель (15 А), расположенный в блоке плавких......
01 05 2024 15:56:38
4.5. Радиатор и расширительный бачок ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение крышки радиатора В 4-цилиндровых моделях крышка радиатора расположена с правой стороны,......
30 04 2024 14:21:46
Ротация колес Ротация колес должна производиться регулярно в соответствии с графиком текущего обслуживания автомобиля, а также при выявлении признаков......
29 04 2024 3:50:55
3.3.9. Коленвал 3.3.9.1. Демонтаж ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Коленвал можно снять только после демонтажа двигателя с автомобиля. Предварительно......
28 04 2024 8:15:47
8.2.17. Проверка сопротивления датчика скорости ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поверните ключ в замке зажигания в положение ON и подсоедините вольтметр к клемме 1......
27 04 2024 5:18:27
1.1.5. Нарушения первостепенной важности (красные пиктограммы) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Возможны следующие сообщения о нарушениях нормальной работы или......
26 04 2024 20:37:20
1.9.1. Запуск двигателя в экстремальных условиях ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Соедините клемму красного пускового кабеля с положительным полюсом......
25 04 2024 9:21:39
2.5.4. Замена свечей зажигания ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. На моделях двигателей с 16 клапанами для доступа к свечам зажигания необходимо предварительно снять......
24 04 2024 17:16:25
Модели Volkswagen Golf ll / Jetta 1983-1992 года выпуска Бензиновые двигатели 1.1/1.3/1.6/1.8 литра. Дизельный двигатель 1.6 литра. Ремонт и эксплуатация автомобиля VW GOLF IV, с 1997 г. выпуска. Бензиновые двигатели 1,4 / 1,6 / 1,8 / 2,3 л. Дизельные двигатели 1,9 л. Volkswagen Passat B5, Syncro / V6, с 1996 года выпуска. Бензиновые двигатели 1.6 / […]...
23 04 2024 7:54:53
11. Электрооборудование 11.1. Электрическое оборудование 11.1.1. Введение ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ С плюсовым источником питания потребители соединяются проводом,......
22 04 2024 22:14:31
Снятие и установка распределительных валов и толкателей клапанов, проверка состояния компонентов Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Снимите ремень привода ГРМ......
21 04 2024 2:53:29
6.6. Снятие и установка топливного насоса Снятие Отсоединение топливного шланга от топливного насоса на модели 1,6 л Снятие топливного насоса на моделях......
20 04 2024 17:54:46
14.12. Зажигалка Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отожмите защелку и снимите пепельницу. 2. Открутите крепежный винт и снимите кожух пепельницы. 3.......
19 04 2024 11:56:41
24.8. Задний бампер Снятие Снятие резинового уплотнения с правой стороны заднего бампера Расположение гаек крепления заднего бампера ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ......
18 04 2024 23:37:43
Проверка исправности, снятие и установка выключателя фонарей заднего хода ПРОВЕРКА 1. Цепь фонарей заднего хода замыкается выключателем плунжерного типа,......
17 04 2024 18:18:58
11.18. Уход за дисками из алюминиевого сплава П О Р Я Д О К В Ы П О Л Н Е Н И Я 1. Алюминиевый сплав подвержен вредному воздействию щелочи. Если автомобиль подвергался......
16 04 2024 20:55:35
Система управления скоростью (темпостат) - описание и замена компонентов Темпостат поддерживает предварительно выбранную водителем скорость автомобиля......
15 04 2024 5:27:22
13.9. Система зарядки ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Если контрольная лампа зарядки аккумулятора не горит при включении зажигания, проверьте подключение проводов к......
14 04 2024 8:16:31
3.1.2.1.6. Замена уплотнений коленчатого вала ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Правое уплотнение 1. Снять шкив с коленчатого вала. 2. В уплотнении с двух диаметрально......
13 04 2024 0:39:31
Индикатор температуры охлаждающей жидкости Датчик температуры окружающей среды (стрелка) расположен в бампере слева за решеткой радиатора. Слева: под......
12 04 2024 4:26:10
Поясной ремень безопасности заднего сидения ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Выверните болты крепления подушки заднего сидения. Момент затяжки: 40–55 Н•м. Снимите......
11 04 2024 4:15:20
Снятие и установка шкива коленчатого вала Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов (обратитесь к Главе Текущее......
10 04 2024 15:20:17
3.1.12. Звездочка распределительного вала Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите внешние крышки газораспределительного ремня. 2. Установите поршень N1 в......
09 04 2024 8:39:28
1.1.23.7. Вызов регулировок сиденья и зеркал для движения передним ходом ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Внесенные в память регулировки могут быть вызваны как посредством......
08 04 2024 17:33:27
1.10.15. Указатели поворотов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Рычан включения указателей поворотов 1. Правый 2. Поворот 3. Смена полосы движения 4. Левый 5. Поворот 6.......
07 04 2024 4:43:20
5.7. Вентилятор радиатора (модели V6 с 1992 по 1994 г.) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Элементы системы гидравлического привода вентилятора радиатора 1 – датчик......
06 04 2024 16:37:10
Снятие и установка стартера Элементы стартера Magneton 1.0 1 — Передняя крышка 2 — Крепежный винт М6х16 3 — Шайба 4 — Рычаг привода 5 — Накладка 6 —......
05 04 2024 15:49:15
Замена переднего сальника коленчатого вала ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите газораспределительный ремень и зубчатое колесо коленчатого вала (см. Раздел......
04 04 2024 1:40:16
Техническое обслуживание и смазка Сервисное обслуживание Сервисное обслуживание для нормального режима езды Этот интервал должен считаться по показаниям......
03 04 2024 23:14:56
9.3.6. Снятие и установка трaнcмиссии ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Автоматическая трaнcмиссия КМ148 (1987-89) 1. Рукоятка 2. Панель 3. Шплинт 4. Ось 5. Трос......
02 04 2024 0:31:57
3.4.11.4. Двигатель 3,5 л ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПОРЯДОК СНЯТИЯ ДВИГАТЕЛЯ 3,5 Л Отсоединяемые агрегаты, шланги и провода при демонтаже двигателя 3,5 л 11. Жгут......
01 04 2024 0:17:23
Проверка состояния и замена свечей зажигания Если оригинальные свечи после проверки состояния будут вновь устанавливаться на двигатель, они должны......
31 03 2024 13:10:17
7.2.11. Датчик вращения распредвала ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ На 4-цилиндровых двигателях датчик смонтирован в задней части головки блока цилиндров, на двигателях......
30 03 2024 7:42:58
Проверка длины холостого хода рычага стояночного тормоза Регулировочное приспособление стояночного тормоза 1 — натяжные тросики стояночного тормоза,......
29 03 2024 16:51:12
Поиск неисправностей - общая информация При обнаружении неисправности АТ прежде всего проверьте уровень ATF (см. Главу Настройки и текущее обслуживание......
28 03 2024 4:13:43
Система заряда - общая информация и меры предосторожности В состав системы заряда входят генератор, контрольная лампа заряда, батарея, модуль управления......
27 03 2024 4:19:48
10.20.38. Система центральной блокировки дверей ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ F7. Концевой выключатель сзади справа (сдвижной двери) F59. Выключатель системы......
26 03 2024 18:40:56
7.13. Топливный насос, установленный в топливном баке Снятие Элементы крепления топливного насоса А – электрический разъем; В – винт крепления хомута......
25 03 2024 22:20:23
Снятие и установка распределительных валов и толкателей клапанов Перед извлечение распределительных валов из головок цилиндров следует измерить величину......
24 03 2024 12:55:50
14.22. Вещевой ящик ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Вещевой ящик и элементы его крепления 1 – нижняя отделка панели приборов; 2 – нижний кожух панели приборов; 3 – крышка......
23 03 2024 20:28:15
11.7. Стабилизатор поперечной устойчивости Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Перед снятием стабилизатора поперечной устойчивости установите опору......
22 03 2024 10:36:53
14.25. Элементы системы круиз-контроля ТРОСИК ПРИВОДА Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините тросик акселератора от рычага дроссельной заслонки. 2.......
21 03 2024 15:30:50
Снятие и установка переднего стабилизатора поперечной устойчивости с опopными втулками ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Взведите стояночный тормоз. Ослабьте гайки......
20 03 2024 23:40:41
Текущее обслуживание Интервалы технического обслуживания Каждые 5000 км или раз в 6 месяцев Двигатель: замена масла. Каждые 10 000 км или раз в 6 месяцев......
19 03 2024 9:21:56
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::