Устройство, обслуживание, ремонт BMW 3 серии E30 1983-1994 – 14.22. Как работает кондиционер, и что делать, если он вышел из строя
14.22. Как работает кондиционер, и что делать, если он вышел из строя
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Будучи когда-то прерогативой только шикарных автомобилей, кондиционер ныне становится неотъемлемой частью все большего и большего числа "обычных" семейных машин. По оценкам специалистов, к началу следующего века половина всех европейских машин будет продаваться с кондиционером как стандартным аксессуаром.
Система кондиционирования, попросту говоря, отбирает у воздуха тепло, а также снижает уровень его влажности. Поэтому, воздух в салоне машины всегда более прохладный и не такой влажный, что создает ощущение свежести.
Как создается микроклимат в салоне?
Стандартная система кондиционирования состоит из нескольких рабочих узлов, соединенных между собой герметичной системой трубок. Она заполнена хладагентом, который переходит из жидкой формы в газообразную и обратно, перенося тепло из салона.
Самой важной деталью, от которой зависит эффективность работы кондиционера, является регулирующий вентиль, который установлен на испарителе, размещенном в салоне автомобиля. Хладагент в виде жидкости под высоким давлением поступает через регулирующий вентиль в испаритель, где разбрызгивается в виде газо-капельной смеси (тумана). Регулирующий вентиль может быть игольчатым или типа диафрагмы. Мы будем рассматривать первый вариант.
Внутри игольчатого вентиля есть маленькое отверстие, а расположенная в отверстии иголка способна больше или меньше перекрывать его, изменяя таким образом эффективное сечение. Игла приводится в действие от термодатчика, помещенного внутри испарителя.
Жидкий хладагент, проходя через маленькое отверстие в вентиле, испаряется и превращается в газ под низким давлением. Этот процесс сопровождается резким падением температуры. Чем меньше отверстие, тем холоднее становится халадагент, то есть температуру в испарителе можно регулировать, вводя или выводя иглу из отверстия. Температура поверхности испарителя должна быть близка к точке замерзания воды, но не ниже ее, иначе на испарителе будет образовываться лед, что затруднит движение воздуха и передачу тепла хладагенту.
Как уже говорилось, вместо игольчатого вентиля иногда, устанавливается диафрагма. В ней нет движущихся частей, поэтому расход хладагента в испаритель не регулируется, но подача его контролируется при помощи термореле или реле давления. Превратившись в газ низкого давления, хладагент проходит по испарителю (теплообменнику) и отбирает тепло у воздуха в салоне. Для большей эффективности этого процесса теплообменник снабжен ребрами. Содержащаяся в воздухе влага конденсируется на внешней поверхности теплообменника и сливается вне салона. Воздух, пройдя через теплообменник, возвращается в салон более холодным и сухим.
Накопленное хладагентом тепло необходимо отдать в атмосферу, для чего хладагент с помощью компрессора направляется в конденсатор (это еще один теплообменник, расположенный обычно в передней части автомобиля).
Компрессор, задача которого – прогонять хладагент по трубкам системы, перенося тепло с низкого температурного уровня на более высокий, работает по принципу насоса и приводится ремнем от двигателя через электромагнитную муфту, чтобы кондиционер можно было отключать. Когда компрессор работает, он создает разрежение, которое "высасывает" газообразный хладагент из испарителя.
Внутри компрессора давление хладагента повышается, и он поступает в конденсатор, но уже в виде газа под высоким давлением. В конденсаторе газ превращается снова в жидкость, при этом содержащееся в ней тепло рассеивается с поверхности конденсатора в атмосферу.
Из конденсатора хладагент – уже в виде жидкости под давлением – снова подается на регулирующий вентиль, и цикл повторяется.
Дополнительные "примочки"
На пpaктике в описанную базовую схему входят еще кое-какие узлы, в частности, ресивер-осушитель, который часто (но не всегда) монтируется между конденсатором и регулирующим вентилем. Это устройство (его иногда называют "аккумулятором") фильтрует хладагент и удаляет из него влагу. Иногда осушитель снабжается цветовым индикатором, который показывает, когда его пора заменить (это значит, что он набрал максимум влаги). В систему трубок (между конденсатором и испарителем) иногда встраивают смотровое стекло, и тогда можно наблюдать за состоянием хладагента (наличие ненужных пузырьков и т. д.).
В систему кондиционирования входят также нагнетатель, прогоняющий воздух через испаритель, и вентилятор с термостатом, повышающий эффективность работы конденсатора. Обычно в систему входит также датчик давления с выключателем. Он расположен рядом с ресивером-осушителем и управляет работой компрессора и вентилятора конденсатора, а также поддерживает оптимальное давление в системе (разное для разных систем).
В большинстве систем над испарителем крепится еще и нагревательный элемент. Поток воздуха с помощью "смесительной заслонки" распределяется между испарителем и нагревателем так, чтобы придать ему желаемую температуру.
А как с экологией?
До недавнего времени в автомобильных кондиционерах применялся фреон R12. Потом было установлено, что содержащиеся в нем хлорфторуглероды губительно воздействуют на озоновый слой, поэтому сейчас выпускать R12 в атмосферу запрещено. К тому же, под воздействием открытого пламени R12 выделяет cмepтельный газ фосген. Пока еще разрешено заполнять им кондиционеры прежних выпусков, как разрешается и эксплуатация этих кондиционеров.
Соответственно, цена на фреон R12 повышается на 5–10% в месяц. В конце концов она станет такой, что "перезаряжать" старые системы станет просто разорительно. Уже сейчас фреон R12 стоит на Западе 150 $ за килограмм, а два года назад стоил 65 $ . В современных системах используется более "экологичный" хладагент – R134А.
Системы, рассчитанные на R134A, устроены так, чтобы при обслуживании и ремонте не было утечек. Для этого в нужных местах установлены специальные клапаны и другие приспособления.
Теоретически, R134А можно закачать и в старый кондиционер, внеся соответствующие изменения. Однако, этот хладагент процентов на 15 менее эффективен, чем R12, поэтому кондиционер старого типа будет с ним работать хуже. Кроме того, существует еще одна проблема: хладагент R134А просачивается, хотя и слабо, через шланги, сделанные из чистой резины. Для этого вещества необходимы специальные шланги с внутренней нейлоновой оплеткой. В то же время в старых системах применяются так называемые "заершенные" соединительные штуцеры, которые способны прорвать эту оплетку. Одним словом, на данный момент выгоднее пользоваться старым хладагентом.
Вообще-то, существуют так называемые "заместительные" хладагенты, предназначенные для замены R12 и не требующие дорогой переделки системы на R134А, но, как говорят специалисты, их нельзя и на пушечный выстрел подпускать к кондиционеру. Некоторые из этих веществ содержат бутан, который может воспламениться внутри системы, кроме того, он погубит тестовое оборудование.
Если вы хотите перейти с R12 на R134А, то лучше всего поменять вместе с хладагентом масло (минеральное на синтетическое) в системе, установить новый ресивер-осушитель, сменить резиновые шланги и проверить работу всех узлов. Тогда есть надежда, что система будет работать удовлетворительно.
Чтобы все работало
Для того, чтобы система кондиционирования хорошо работала, нужно уметь с ней обращаться. Например, многие не знают, что кондиционер только тогда будет работать эффективно, когда в машине закрыты все окна, а также люк. Чтобы быстрее охладить салон в очень жаркий день, нужно на минуту-другую открыть все двери, а когда машину продует – все закрыть и включить кондиционер (при работающем двигателе).
Осушающее воздействие кондиционера снижает запотевание ветрового и боковых стекол салона, поэтому иногда кондиционер полезно включать одновременно с печкой. Правда, некоторые климатические системы не предусматривают одновременной работы кондиционера и печки.
В системе кондиционирования есть масло, которое циркулирует вместе с хладагентом. Если система долго бездействует, некоторые ее детали, в частности, неопреновые прокладки, пересыхают и разрушаются, давая течь. Поэтому желательно раз в неделю включать кондиционер не меньше, чем на десять минут, в том числе и зимой, чтобы масло смазало все узлы системы.
Что можно починить?
Кондиционеры не подлежат "домашнему", любительскому ремонту. Хладагент – вещество капризное, для его полной откачки и закачки нового требуется профессиональное оборудование, а чтобы обеспечить полную герметичность, нужны специальные высокочувствительные приборы для выявления утечек.
Если кондиционер сломался, значит, как минимум, какие-то детали нужно заменить, в том числе специальные трубки и фитинги, но существует множество их типоразмеров. А для крепления трубок к фитингам применяются специальные обжимные приспособления.
Так что, если у вас возникли проблемы с кондиционером, полагайтесь только на специалистов. Обращайтесь в фирмы, которые производят сложный ремонт, а не только закачивают улетучившийся хладагент. Если хладагент "ушел" из системы, то вначале нужно найти причину, иначе новый хладагент улетучится точно так же!
Аналогично, если у вас заклинило компрессор, то просто заменить его недостаточно: через несколько месяцев его снова заклинит. Нужно вначале удалить из системы стружку и другой мусор, а затем промыть ее специальным раствором или азотом. Придется также заменить ресивер-осушитель (в нем осталась стружка) и закачать свежий хладагент.
Чаще всего получает повреждение конденсатор. Он расположен перед автомобильным радиатором и защищен только радиаторной решеткой.
Второй проблемой является отказ игольчатого вентиля (он забивается грязью). Прочищая вентиль, необходимо удалить из него грязь, а не проталкивать ее внутрь!
Возникают и другие проблемы – например, шумит компрессор. Обычно, это говорит о его близком конце.
Легко проверить состояние приводного ремня. В некоторых машинах компрессор приводится отдельным ремнем. Это удачный вариант. Однако современные автомобили часто оборудованы длинным "многофункциональным" ремнем, который приводит в движение сразу несколько устройств, часто, в том числе, и водяной насос. Так что, если подшипник ведущего шкива компрессора кондиционера вдруг заклинит, вы никуда не уедете, пока не найдете ремень меньшего размера, чтобы "обойти" компрессор!
Другие аспекты
Если все-таки произошла утечка хладагента через резиновые шланги, то их замена довольно проблематична, так как трудно надежно загерметизировать новые шланги на старых алюминиевых фитингах.
Имейте в виду, что кондиционер может не включиться, если окружающая температура ниже заданной или если давление в системе намного ниже (утечка хладагента) или выше оптимального.
К нарушениям в работе кондиционера приводят также избыток масла, хладагента, попадание в систему воздуха или влаги, сильное загрязнение ребер конденсатора или испарителя, неисправность системы охлаждения автомобиля (перегрев), а также проскальзывание муфты компрессора.
Расположение узлов Расположение блока управления кузовной электроникой и связанных систем A — компоненты электрозамка двери B — приборная панель......
09 05 2024 18:57:48
11.6. Шаровой шарнир нижнего рычага передней подвески Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите рычаг подвески. 2. Установите рычаг в тисках и......
08 05 2024 15:46:10
17.19. Главный тормозной цилиндр в сборе ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Главный тормозной цилиндр 1. КРЫШКА БАЧКА 2. БАЧОК 3. УПЛОТНИТЕЛЬНЫЕ ВТУЛКИ БАЧКА 4. ФИКСАТОР......
07 05 2024 22:33:40
При выборе лучших б/у кроссоверов до 1 000 000 рублей учитывались такие критерии как надёжность, долговечность, качество сборки и безопасность. Показатели продаж и мнение автоэкспертов позволили составить список самых популярных и востребованных кроссоверов. Дополнительно будет представлен ещё один рейтинг, куда вошли достойные представители сегмента с отличным соотношением цена-качество....
06 05 2024 21:56:31
13.9.6. Снятие и установка стекла двери ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять обивку двери. 2. Аккуратно снять защитную пленку или пенопластовую панель. 3. Снять......
05 05 2024 5:35:28
4.10. Радиатор отопителя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Ниже подробно описывается порядок снятия радиатора отопителя. Гораздо проще снять радиатор после снятия......
04 05 2024 8:13:42
3.1.8. Передний сальник коленчатого вала Замена ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите газораспределительный ремень и звездочку коленчатого вала. 2. Извлеките......
03 05 2024 17:25:26
11.26. Облицовка рамы ветрового стекла ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите рычаги стеклоочистителя (см. подраздел 12.1.13. ). 2. Отверните два винта около......
02 05 2024 4:21:16
Проверка уровней жидкостей ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Замечание Ниже описаны процедуры проверки уровня жидкости, производимые через каждые 400 км пробега или......
01 05 2024 6:25:16
Проверка функционирования системы охлаждения и морозоустойчивости охлаждающей жидкости. Замена жидкости Обратитесь также к материалам Раздела Проверка......
30 04 2024 8:38:55
3.1.3.17. Система рулевого управления с гидроусилителем ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ С сентября 1983 года (код даты изготовления GJ ) в автомобилях с двигателями 2,0......
29 04 2024 19:32:59
18.27.5. Наружная рукоятка дверного замка – передние и задние двери ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Наружная рукоятка дверного замка 1. НАРУЖНАЯ РУКОЯТКА ДВЕРНОГО ЗАМКА......
28 04 2024 18:58:16
Проверка системы указателей поворотов и аварийной сигнализации Постоянный контроль Система аварийной сигнализации должна быть всегда в рабочем состоянии,......
27 04 2024 12:25:34
Система выпуска - общая информация К обслуживанию системы выпуска следует приступать только после полного остывания ее компонентов. Проследите за......
26 04 2024 22:55:11
1.6. Окна 1.6.1. Окна с электроприводом стекол ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Электропривод стекол Окна с электроприводом стекол функционируют только в том случае, если......
25 04 2024 12:38:20
Передние приводные валы - общая информация Конструкция переднего приводного вала 1 — Цилиндрический штифт 2 — Отражательная пластина 3 — Наружная обойма......
24 04 2024 15:54:50
Меры предосторожности при работе При выполнении работ, связанных с электрооборудованием, внимательно соблюдайте следующие меры предосторожности, чтобы не......
23 04 2024 17:53:28
Диагностика Состояние Возможная причина Способ устранения Передача выскакивает из ячейки Изношена вилка кулисного механизма переключения передач Заменить......
22 04 2024 1:36:36
Масляный радиатор (если установлен) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Если на двигателе установлен масляный радиатор, то он находится под передней частью автомобиля. Чтобы......
21 04 2024 23:46:57
17.37.7. Карман радиоприемника Снятие Расположение правого установочного штифта за панелью управления отопителем Снятие панели отделки радиоприемника......
20 04 2024 14:45:10
Капитальный ремонт двигателя - общая информация Не всегда легко определить когда следует и следует ли вообще производить полный капитальный ремонт......
19 04 2024 19:24:22
10.14. Замена тормозных колодок ручного тормоза на задних дисковых тормозах ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Детали ручного тормоза на задних дисковых тормозах 1 –......
18 04 2024 22:13:34
Оборудование салона ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Противосолнечные козырьки Противосолнечные козырьки могут быть освобождены из фиксаторов (стрелка 1 на иллюстрации) и......
17 04 2024 11:20:27
Снятие и установка крышки привода ГРМ Ниже описанная процеДypa предполагает, что силовой агрегат снят с автомобиля. Компоненты, снимаемые для обеспечения......
16 04 2024 13:34:24
Органы управления Седан Универсал Динамические хаpaктеристики Седан/Универсал Предельно допустимые скорости на передачах, км/ч (В скобках приведено......
15 04 2024 12:11:44
2.2.11. Замена направляющей втулки клапана Направляющая втулка клапана устанавливается с помощью пресса. Используя приспособление для установки......
14 04 2024 3:12:39
4.4. Регулировка троса акселератора (бензиновый двигатель) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Трос акселератора на моделях с двигателями 1,6-I и 1,8-I 1 – элемент крепления......
13 04 2024 23:11:50
Проверка тормозного башмака Осмотр следует проводить в следующих точках после того, как проверен ход тормозного рычага «c» (зазор между педалью и......
12 04 2024 6:37:49
13.2.5. Система управления двигателем Motronic ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 1. Электронный блок управления двигателем 2. Блок управления частотой вращения коленчатого......
11 04 2024 6:18:51
13.21.8. Проверка профиля шин ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждения Шины могут эксплуатироваться до достижении глубины профиля 1,6 мм, то есть канавки профиля......
10 04 2024 13:15:46
8.2.4. Рычаг и трос переключения передач ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Рычаг переключения передач автомобилей с 1990 по 1994 год 1 – крышка 2 – кнопка выключателя 3 –......
09 04 2024 16:36:13
8.4. Замена колес ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Схема замены колес Так как передние шины изнашиваются значительно сильнее, рекомендуется передние колеса заменять на......
08 04 2024 16:18:20
Снятие и установка измерительных приборов и указателей ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Снимите комбинацию приборов. Выньте штифт счетчика дневного пробега. Штифт......
07 04 2024 4:47:14
5.6. Электромагнитный клапан очистки канистры с активированным углем Предупреждение Перед отсоединением промаркируйте вакуумные шланги для того, чтобы их......
06 04 2024 23:46:45
7.2.5. Механизм переключения передач О Б Щ И Е С В Е Д Е Н И Я Механизм выбора передач Механизм переключения передач состоит из рычага переключения передач, штока и......
05 04 2024 13:49:45
3.1.4.4.8. Головка блока цилиндров двигателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Узел головки блока цилиндров двигателя DOHC 1 – головка блока цилиндров, 2 – прокладка......
04 04 2024 18:43:41
Ремонт значительных повреждений кузова Ремонт серьезных повреждений кузова должен производиться в условиях специализированной автомастерской, в......
03 04 2024 5:11:26
12.1.12. Щиток приборов Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините батарею от массы. 2. Снимите облицовку щитка приборов. 3. Отверните винты......
02 04 2024 11:45:37
18.44. Насос стеклоомывателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Снимите провод массы с аккумулятора. МОДЕЛИ БЕЗ ОМЫВАТЕЛЯ ФАР Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините......
01 04 2024 8:55:49
18.17. Генератор ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ В автомобиле установлен генератор переменного тока с выпрямителем. Генератор – это трехфазная синхронная электрическая......
31 03 2024 4:54:50
2.18. Проверка уровня масла в механической КПП ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Установите автомобиль на смотровую яму, эстакаду, или на подставки, проследив за......
30 03 2024 14:54:47
13.4. Ремонт незначительных повреждений кузова Обработка царапин кузова ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Если царапина поверхностна и не достигает металла, протрите......
29 03 2024 22:43:59
Снятие и установка шкива коленчатого вала Cнятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Взведите стояночный тормоз, поддомкратьте передок автомобиля и установите его на......
28 03 2024 6:11:41
4.2.11.3. Разборка, ремонт и сборка двигателя Разборка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Закрепить двигатель на соответствующей станине, слить масло и снять масляный......
27 03 2024 13:52:26
14.12.1. Снятие и установка исполнительного двигателя корректора света фар ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Исполнительный двигатель корректора света фар можно снять......
26 03 2024 13:16:38
9.1.7. ШРУСы (полноприводные модели) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Смазка полуоси на автомобилях с полным приводом (Quattro): смажьте внутренний и......
25 03 2024 12:55:34
Механизм регулировки зазора сцепления Составные части механизма регулировки зазора сцепления 1 — держатель педали; 2 — собачка; 3 — зубчатый сегмент с......
24 03 2024 21:30:38
Диагностика электронных систем управления двигателем и систем обеспечения безопасности 5-контактный диагностический разъем 16-контактный диагностический......
23 03 2024 8:30:58
Диагностика состояния шин и их протекторов Регулярная проверка состояния шин может помочь избежать неприятностей, вызванных непредвиденной остановкоой в......
22 03 2024 0:29:21
8.2.2. Топливный насос ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Топливный бак и насос Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Удалите коврик в задней части грузового отсека и......
21 03 2024 2:16:40
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::