Ремонт и эксплуатация автомобиля Skoda Felicia с 1994 г. -Описание узлов и механизмов
Описание узлов и механизмов
Разрез РКПП
Компоненты сборки главной передачи
Механизм переключения передач
Шарнирная сборка привода механизма переключения передач
1 — Карданный шарнир |
6 — Дистанционная шайба |
Картер
Разрез коробки передач представлен на иллюстрации.
Литой алюминиевый картер коробки состоит из трех соединенных между собой частей: картера (купола) сцепления и главной передачи, собственно картера РКПП и крышки. С наружной стороны крышки предусмотрен фланец под установку опоры силового агрегата. Крышка крепится к корпусу коробки передач шестью длинными болтами М8х80 и тремя короткими М8х35.
В нижней части картера РКПП предусмотрено отверстие, в которое вворачивается датчик-выключатель огней заднего хода. Сливная пробка имеет резьбу М22, герметизация ее посадки обеспечивается алюминиевой уплотнительной шайбой с внешним диаметром 27 мм и внутренним – 22 мм.
Внутри картера закреплен магнит, предназначенный для удаления из трaнcмиссионного масла металлических частиц, образующихся в процессе сpaбатывания внутренних компонентов РКПП.
Первичный вал
Первичный вал установлен в картере РКПП на двух конических роликовых подшипниках: типа 30205 АС6 и типа 32005 АС6.
Вал поставляется в сборе с косозубыми шестернями 1 ÷ 4 передач и прямозубой шестерней задней передачи. При этом шестерни 1-й и 2-й и задней передач представляют с валом одно целое, а 3-й и 4-й – напрессованы. Шестерня 5-й передачи посажена на валу на игольчатый подшипник типа PLC 43-18.
Впереди шестерни 5-й передачи расположен ее синхронизатор, затем навернута гайка М22х1.5 (12) .
Вторичный вал
Вторичный вал изготовлен заодно с ведущей шестерней главной передачей и установлен в РКПП на двух подшипниках: однорядном шарикоподшипнике типа PLC 05-12 и специальном подшипнике типа PLC 44-17. Между первым подшипником и ведущей шестерней главной передачи расположены шестерни 4-й передачи, синхронизатор 3/4 передач, шестерня 3-й передачи, затем 2-й, затем синхронизатор 1/2 передач, и, наконец шестерня 1-й передачи. Впереди шарикоподшипника посажена шестерня 5-й передачи, закрепленная гайкой М22х1.5. Муфта синхронизатора 1/2 передач оборудована зубчатым венцом, предназначенными для включения задней передачи.
Косозубые шестерни 1 ÷ 4 передач оборудованы дополнительными зубчатыми венцами для сопряжения их с синхронизаторами.
Шестерни передач
Все перечисленные шестерни обоих валов находятся в постоянном зацеплении между собой. При работающем двигателе и включенной нейтральной передаче шестерни вторичного вала проворачиваются на нем свободно (исключение составляет шестерня 5-й передачи), сам же вал при этом остается неподвижным. В то же время, при включенном сцеплении, шестерни первичного вала вращаются вместе с ним, за исключением шестерни 5-й передачи, которая, проворачиваясь, остается неподвижной.
Использование в коробке передач косозубых шестерен позволило значительно снизить уровень шумов.
Синхронизаторы обеспечивают безударное введение вала в зацепление с шестерней, соответствующей выбранной передаче, только после выравнивания частот их вращения, что гарантирует плавность переключения.
Промежуточная шестерня предназначена для соединения шестерней заднего хода первичного и вторичного валов. При выключенной задней передаче шестерни валов выведены из зацепления (в отличии от шестерен прочих передач). При включении реверса промежуточная шестерня одновременно входит в зацепление с шестернями заднего хода обоих валов. Такое двойное зацепление заставляет вторичный вал вращаться в том же направлении, что и первичный, ведущие колеса автомобиля при этом также начинают вращаться в обратном направлении, обеспечивая поступательное движение автомобиля задним ходом. Ввиду того, что все рассматриваемые в данном случае шестерни являются прямозубыми, синхронизатор здесь не предусмотрен и заднюю передачу следует включать только после полной остановки автомобиля.
Система смазки
Подача смазки к внутренним компонентам РКПП осуществляется ведомой шестерней главной передачи, которая частично погружена в масло и при вращении переносит его вверх. Сверху масло по магистральной системе стекает в канал вторичного вала и осуществляет смазывание шестерен и синхронизаторов.
Внутри картера коробки передач предусмотрен небольшой маслосток (33), по которому разбрызгиваемое шестернями масло подводится к подшипнику шестерни 5-й передачи.
В верхней части картера имеется вентиляционное отверстие, которое закупоривается пластмассовой пробкой. На цилиндрической части пробки имеются витки, затрудняющие прохождение масла, однако, свободно пропускающие воздух.
Главная передача
Компоненты главной передачи показаны на иллюстрации. Сборка предназначена для передачи крутящего момента от вторичного вала РКПП к приводным валам ведущих передних колес автомобиля, а также для увеличения этого крутящего момента.
Увеличение крутящего момента достигается за счет постоянного передаточного отношения (см. Спецификации).
Основными компонентами задней передачи являются: ведущая шестерня, зубья которой нарезаны непосредственно на теле вторичного вала коробки передач, корончатой ведомой шестерни, к торцу которой восемью болтами крепится коробка дифференциала. Главная передача такой конструкции носит название цилиндрической и отличается от прочих тем, что не изменяет направления передачи крутящего момента. Ведущая шестерня главной передачи имеет 19 зубьев, ведомая – 74.
Объединение ведомой шестерни с коробкой дифференциала позволило использовать корпус последнего в качестве опopных цапф под посадку сборки в подшипники.
Дифференциал обеспечивает возможность вращение ведущих колес автомобиля с различной скоростью. При прохождении поворотов внутреннее колесо движется по меньшему радиусу, чем наружное, и если скорости вращения колес будут одинаковыми, то неизбежно возникнет проскальзывание, приводящее к быстрому износу колес. Сходная ситуация может возникать и прямолинейном движении автомобиля, когда шины правого и левого ведущих колес в разной степени изношены, либо накачаны с различным давлением. Для того, чтобы предотвратить пробуксовку и снизить нагрузку на трaнcмиссию, каждое их ведущих колес автомобиля приводится во вращение отдельным валом, соединенным с РКПП через механизм дифференциала.
Дифференциал состоит из корпуса (коробки), надетых на ось сателлитов и конических боковых шестерен, сопрягаемых с приводными валами ведущих колес автомобиля. Корпус дифференциала является неразъемным. Для установки внутренних компонентов в нем предусмотрены вырезы. В горизонтальной плоскости корпус дифференциала заканчивается цапфами, на которые напрессованы подшипники тип PLC 64-7. Внешние обоймы подшипников, в свою очередь, запрессованы в отверстия картера РКПП.
Подшипники устанавливаются без зазора. Преднатяг достигается размещением в отверстии левого подшипника регулировочной шайбы соответствующей толщины. Выпускаются шайбы толщиной от 2.0 до 2.7 мм с шагом в 0.1 мм. На расположенной ближе к маховику цапфе установлена дополнительная шестерня, предназначенная для привода спидометра.
Отверстия под приводные валы в картере РКПП герметизируются посредством сальников размером 40х55х7 мм.
Ось сателлитов изготовлена из стального стержня и стопорится от выпадения из коробки дифференциала двумя стопopными кольцами, утапливаемыми в специально предусмотренные канавки с обоих концов оси.
Сателлиты представляют собой конические шестерни, свободно вращающиеся на своей оси. Между широкими торцами сателлитов и стенками коробки дифференциала устанавливаются тарельчатые шайбы, выполняющие роль втулок.
Конические боковые шестерни дифференциала находятся в постоянном зацеплении с сателлитами. На стенках их отверстий нарезаны продольные шлицы, входящие в зацепление со шлицами внутренних цапф приводных валов.
При прямолинейном движении (и одинаковых параметрах колес) сателлиты, и находящиеся в постоянном зацеплении с ними боковые шестерни остаются неподвижными относительно своей оси и корпуса. Дифференциал при этом представляет как бы монолитную сборку, с одинаковой скоростью вращающей оба приводных вала. При движении автомобиля по кривой, либо различных хаpaктеристиках колесных сборок, одно из колес (внутреннее по радиусу поворота, либо большего диаметра) встречает большее сопротивление, которое жестко передается на соответствующую боковую шестерню дифференциала, заставляя ее притормаживаться за счет относительного перемещения планетарной сборки с начинающими вращаться сателлитами. Несмотря на разницу в частоте вращения ведущих колес автомобиля, величина передаваемого на них крутящего момента остается одинаковой. При этом, если одно колесо попадает на участок поверхности с пониженным компонентом сцепления (лед, снег, песок и т.п.), а второе остается на твердом покрытии, то первое колесо будет вращаться с повышенной (вплоть до удвоенной) скоростью, второе же может перестать вращаться вовсе.
В ходе эксплуатации автомобиля следует следить за одинаковостью хаpaктеристик правого и левого ведущих колес автомобиля (давление накачки шин, степень износа протектора, геометрические хаpaктеристики и т.п.), поскольку в противном случае дифференциал будет продолжать функционировать даже при прямолинейном движении, создавая дополнительное сопротивление, связанное с увеличением расхода топлива.
Механизм переключения передач
Механизм переключения передач состоит из штока выбора передач, двух штоков вилок переключения и устройства, предотвращающего одновременное включение двух передач.
Шток выбора передач одним концом соединен с тягой привода переключения передач, а на другом его конце закреплен трехплечий рычаг управления штоками вилок переключения. Место выхода штока выбора передач из картера РКПП защищено от пыли при помощи резинового чехла.
На одном из штоков переключения посажены вилки включения 1/2 и 3/4 передач. На другом – вилка включения 5-й передачи и рычаг включения заднего хода.
Концы вилок помещены в проточки внешних колец соответствующих синхронизаторов. Передвижение вилки приводит к смещению синхронизатора и введению в зацепление ведущей и ведомой шестерен соответствующей передачи.
Привод механизма переключения передач
Реактивная штанга, расположенная под днищем кузова, крепится к коробке передач и днищу. В коробку передач ввернут болт М6х20, проходящий сквозь резиновую втулку, посаженную в наконечник реактивной штанги специальной формы. Задний конец штанги установлен в резиновом упоре, прижатом снизу крепежным хомутом, притянутым двумя болтами М8х40. В отверстия резинового упора посажены втулки, пpeдoxpaняющие сборку от чрезмерного сжатия. Рычаг управления РКПП слегка изогнут и в нижней части оборудован сферическим шарниром. Нижний конец рычага заканчивается поперечной осевой втулкой, а верхний снабжен рукояткой.
Шарнир рычага помещен полость, образованную двумя посаженными в опору втулками специальной формы. На внешних поверхностях обеих втулок предусмотрены канавка, в которые посажены резиновые кольца. Весь узел в сборе крепится сверху в опоре при помощи стопopного кольца, под которое посажен дистанционная шайба. От загрязнений узел пpeдoxpaняет резиновый пыльник.
Поперечная втулка, расположенная на нижнем конце рычага управления РКПП, предназначена для соединения рычага с вилкой тяги привода механизма переключения при помощи болта М8 и гайки. Второй конец тяги оканчивается поперечной втулкой, при помощи которой он присоединяется к карданному шарниру, соединяющим тягу со штангой выбора передач. Не конце штанги выбора передач расположена соединительная муфта 8х20 мм, закрепленная при цилиндрического штифта.
Снятие, обслуживание и установка задних приводных валов Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините отрицательный провод от батареи. Если установленная на......
08 05 2024 9:49:39
Двигатели V6 Данная Часть Главы посвящена не связанному с извлечением из автомобиля (in situ) ремонту V-образного 6-цилиндрового (V6) бензинового......
07 05 2024 9:18:14
12.22. Снятие и установка пополнительного бачка гидравлической системы ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите пополнительный бачок с кронштейна, для чего......
06 05 2024 23:40:21
14.11. Появление в масле осадка ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Упрощенная формула системы смазки двигателя, обеспечивающая долговечность и его экономичную работу звучит......
05 05 2024 3:54:21
2.12. Проверка и замена шлангов в моторном отсеке ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Шланги кондиционера проверяются и меняются только в службе автосервиса. Под действием......
04 05 2024 8:15:28
Проверка состояния коленчатого вала ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Точильным камнем, надфилем или скребком удалите заусеницы с краев масляных отверстий. 2.......
03 05 2024 14:40:22
Снятие и установка РКПП ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Для снятия автомобиль должен быть поднят на необходимую высоту. Кроме того, для опускания коробки необходим......
02 05 2024 6:25:56
1.3. Техническое обслуживание ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Этот раздел предназначен для того, чтобы обеспечить правильность проведения технического обслуживания......
01 05 2024 17:45:29
6.3. Шаровая опора и поперечная рулевая тяга Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Вывинтить гайку крепления шарового шарнира. 2. Выпрессовать цапфу шарнира......
30 04 2024 3:22:48
8.2.5. Регулировка подшипников ступицы колеса ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Установить упоры под передние колеса. 2. Приподнять и установить на опору заднюю......
29 04 2024 14:12:26
Разборка механического регулятора рулевой колонки Конструкция механического регулятора положения рулевой колонки 71 — Рубашка 93 — Рычаг регулировки......
28 04 2024 3:36:55
16.1. Технические данные ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Моменты затяжки, Нм Передние болты крепления бампера 31 – 38 Задние болты крепления бампера 31 – 38 Болты......
27 04 2024 1:14:44
10.2.4. Ремонт суппорта ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять суппорт (см. подраздел 10.2.2 ). 2. Вытолкнуть поршень при помощи сжатого воздуха, подаваемого через......
26 04 2024 16:30:59
Приобретение запасных частей Немаловажную роль при ремонтных работах играет использование запасных частей и расходных материалов высокого качества,......
25 04 2024 9:53:14
5.10. Система электронного впрыска топлива (EFI-система) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Агрегаты системы электронного впрыска топлива 4-цилиндровых двигателей 1.......
24 04 2024 16:14:35
7.2.2. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Напряжение на датчике кислорода Датчик включенный по схеме разомкнутого цикла 0,1 – 0,2 В Датчик......
23 04 2024 5:51:53
13.36. Динамики ПЕРЕДНИЕ ВЫСОКОЧАСТОТНЫЕ ДИНАМИКИ Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините провод минусовой клеммы аккумулятора. 2. Снимите панель......
22 04 2024 12:55:55
3.2.1.5. Снятие и установка двигателя Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоединить от аккумулятора провод массы. 2. Снять капот. 3. Слить систему охлаждения......
21 04 2024 18:47:11
4.1. Двигатель OHV (с распределительным валом в блоке цилиндров) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Двигатель с четырьмя цилиндрами, установленный поперечно в передней части......
20 04 2024 20:46:27
12.12. Тормозные трубопроводы / шланги ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ В магистралях тормозной системы, которая осуществляет связь от главного тормозного цилиндра к......
19 04 2024 2:38:32
Доступ к заливной горловине топливного бака Глушите двигатель и не курите при снятии крышки заливной горловины топливного бака. Оснащённый откидной......
18 04 2024 5:17:39
8.3. Колодки дисковых тормозов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Колодки меняются только в комплекте на одну ось. При очистке колодок пыль и грязь удалять......
17 04 2024 13:11:27
Снятие и установка ремней безопасности Схема крепления ремня безопасности переднего сиденья 1 — Верхний регулируемый анкерный узел 2 — Нижний анкерный......
16 04 2024 18:12:25
1.40.5. Лампа противотуманной фары ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Замена Откройте капот. Отведите вверх проволочную скобу колпака. Снимите колпак. Отсоедините наконечник......
15 04 2024 18:31:27
Масляный сальник центральной коробки (передняя сторона) Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Снимите передний карданный вал, как описано в Главе Карданные валы в......
14 04 2024 12:16:20
Снятие, установка и регулировка положения капота Снятие и установка Панель капота имеет приличный вес, поэтому следует заручиться поддержкой ассистента.......
13 04 2024 23:15:25
Фонарь освещения номерного знака ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отверните два крепежных винта и снимите корпус фонаря. 2. Выньте патрон с лампой из корпуса......
12 04 2024 1:33:58
Система питания - бензиновые модели Общая информация и меры предосторожности Система питания состоит из топливного бака (закрепленного монтажными скобами......
11 04 2024 10:14:13
Проверка и корректировка установки фаз впрыска ТНВД ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Ввиду ответственности процедуры, ее выполнение правильнее будет поручить......
10 04 2024 8:12:28
7.2. Снятие и установка карданного вала ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Карданный вал и приводные полуоси 1 – вал в сборе, 2 – эластичный шарнир, 3 – промежуточный......
09 04 2024 4:13:30
7.2. Регулировка педали сцепления ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Рукой нажмите педаль сцепления до появления ощутимого сопротивления и измерьте величину......
08 04 2024 5:49:49
1.22. Шторка багажника ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Применяйте шторку для пpeдoxpaнения багажа в грузовом отсеке в закрытом состоянии. Для применения шторки оттяните......
07 04 2024 8:43:59
18.27.6.1. Замена цилиндра дверного замка ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Цилиндр дверного замка 1. ВЕДУЩЕЕ КОЛЬЦО 2. КРОНШТЕЙН 3. ВОЗВРАТНАЯ ПРУЖИНА 4. ЦИЛИНДР ЗАМКА 5.......
06 04 2024 23:34:39
Система замков......
05 04 2024 16:36:30
12.9. Ступица и подшипники переднего колеса Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Ослабьте крепежную гайку ступицы. 2. Снимите суппорт тормоза и тормозной диск.......
04 04 2024 6:26:45
2.10.2. Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Измерьте расстояние между концами пружинного кольца крепления шестерни на распределительном валу. 2. Промаркируйте......
03 04 2024 10:18:45
14.1.6. Замены пpeдoxpaнителей ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Чтобы избежать повреждений, связанных с короткими замыканиями и перегрузками в линиях и потребителях......
02 04 2024 21:35:35
1.3.4. Добавка воды в бак омывателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Если какой-либо из омывателей не работает, то может быть бак омывателя пуст. Добавьте жидкости......
01 04 2024 3:38:18
Проверка выключателя отопителя ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Снять блок управления. Отключить штекер от выключателя вентилятора. При следующих положениях......
31 03 2024 5:56:46
Неисправности в системе подачи топлива ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ При неполадках в подаче топлива систему следует проверить в следующем порядке: Проверить, есть......
30 03 2024 16:23:28
Снятие и установка CD-чейнджера (при соответствующей комплектации) Детали установки CD-чейнджера (при соответствующей комплектации) Детали установки......
29 03 2024 20:10:30
3.5. Дизельный двигатель объемом 2,0 литра ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Двигатель с рабочим объемом 1994 см 3 , с 4 цилиндрами и 16 клапанами, с верхним расположением......
28 03 2024 15:10:34
1.8. Знаки предупреждения ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ При наличии предупреждающего треугольника и знака, изображающего открытую книгу, обратитесь к соответствующему......
27 03 2024 3:36:42
Спидометр Этот измеритель скорости движения регистрирует ее, в какой-то мере, электрическим способом, а именно производством вихревых токов, которые......
26 03 2024 15:18:35
Замена сальников коленчатого вала Правый (со стороны привода ГРМ) сальник Двигатели 1.7 л SOHC См. Замена сальника масляного насоса (двигатели 1.7 л) .......
25 03 2024 22:53:35
Система вентиляции картера - общая информация Общая информация Система улавливания топливных испарений состоит из клапана продувки, заполненного......
24 03 2024 17:26:24
1.27.5. Шины ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Резкие ускорения и замедления, недостаточное или повышенное давление воздуха, пренебрежение рекомендациями по перестановке......
23 03 2024 3:34:26
Снятие и установка громкоговорителей Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Громкоговоритель в двери Снять обивку двери, см. Главу Колеса и шины, кузов, окраска......
22 03 2024 6:36:46
10.22. Распределитель зажигания (модели DOHC) Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите провод массы с аккумулятора. 2. Снимите крышку распределителя......
21 03 2024 6:30:21
Колеса и шины Даже полностью исправная подвеска не обеспечит автомобилю необходимого уровня безопасности при сильно изношенных шинах, вследствие......
20 03 2024 7:41:31
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::