Ремонт и эксплуатация автомобиля Ауди 100/А6 – 14.16. Тормозная система
14.16. Тормозная система
14.16.1. Особенности эксплуатации тормозной системы
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Опытные автомобилисты знают, что дождливым летом тормозная система машины почему-то становится более капризной, чем, например, в жару. Неприятности могут начаться прямо в тараже. Пришли вы ранним утром к своему автомобилю, сели за руль и только дотронулись до педали тормоза, – как она, родимая, безвольно провалилась до самого пола. И что досадно – ведь еще вчера педаль была привычно жесткая. Правда, свободный ход был больше обычного, но вы, вероятно, не придали этому значения. А зря… Теперь же в расстроенных чувствах вы выходите из автомобиля и заглядываете под него. Так и есть: на тыльной стороне одного из опopных щитов задних колес и на тормозном баpaбане обширные подтеки тормозной жидкости. Открыв затем капот и заглянув в резервный бак с тормозной жидкостью, убеждаетесь, что почти вся она вытекла. Дела плохи. О поездке не может быть и речи. Нужен ремонт. Но из-за чего же такое произошло? И почему так внезапно?
Ну, во-первых, не так уж и внезапно. Скорее всего, вы просто не замечали начала подтекания раньше. А во-вторых, давайте разберемся в причинах такого отказа тормозного привода, к сожалению, хаpaктерного для автомобилей почтенного возраста.
Вспомним основы конструкции современного гидравлического привода тормозных механизмов. Он включает главный тормозной цилиндр с резервным баком для тормозной жидкости, вакуумный усилитель, двухконтурный регулятор давления в задних тормозных механизмах и педаль тормоза. Гидравлический привод тормозных механизмов разделен на два независимых контура. Один контур обеспечивает работу правого переднего и левого заднего колес, другой – левого переднего и правого заднего. Такая диагональная схема разделения контуров сегодня широко распространена в легковых автомобилях ведущих мировых фирм. Она значительно повышает безопасность движения по сравнению с ранее применявшимися схемами.
Давление жидкости в трубопроводах и колесных тормозных цилиндрах при интенсивном торможении может достигать 10–12 Мпа (100–120 кг/см’). Поэтому уплотнение всех трубопроводов, а тем более, подвижных частей привода – важнейшее требование к конструкции. И если неподвижные соединения трубопроводов герметизировать сравнительно легко, то подвижные части – поршни главного тормозного цилиндра, колесных цилиндров и усилителя – уплотнить сложнее.
Мировая пpaктика производителей автомобилей знает сегодня два вида резиновых уплотнителей манжет: сплошные, чашеобразные, без центрального отверстия и в виде резиновых шайб с выпуклой внешней поверхностью. Первые сегодня применяются редко, вторые – наиболее распространены, как более дешевые и технологичные.
Конструкцию и принцип работы такого уплотнения рассмотрим на примере типичной конструкции главного тормозного цилиндра тандемного типа. В его корпусе размещены два подвижных поршня, создающие два независимых контура тормозного привода. Герметичность задней части поршня обеспечена резиновым манжетом. Однако этот манжет не предотвратит вытекание жидкости наружу, если основное уплотнение – манжет – износился. Это скорее пыльник, защищающий поршень от грязи с внешней стороны. Основное уплотнение поршней – манжеты. До начала торможения поршни неподвижны, а манжеты не соприкасаются с их торцевыми поверхностями, поскольку удерживаются распopными кольцами, упирающимися в установочные болты. При таком положении поршней полости цилиндра заполняются тормозной жидкостью, проходящей из резервного бачка через зазоры между манжетом и поршнем. Основные манжеты имеют сечение тороидальной формы. Их наружный диаметр в свободном состоянии чуть превышает внутренний диаметр тормозного цилиндра. Поэтому, если манжет не подвергается давлению тормозной жидкости, то лишь его средний наружный поясок соприкасается с зеркалом цилиндра. Именно поэтому при малейшем износе внешней стороны манжета – пусть это будет всего одна единственная риска – жидкость начнет вытекать наружу. И это, заметьте, при стоянке автомобиля.
При нажатии на педаль тормоза поршень перемещается вперед и входит в контакт с торцевой поверхностью манжета. Надежность контакта обеспечена пружиной. С этого момента сообщение внутренней полости с резервным бачком прекращается, а давление в цилиндре и в трубопроводах начинает возрастать. Под действием этого давления жидкости манжет раздается в радиальном направлении и надежно прижимается к зеркалу цилиндра всей внешней поверхностью.
Второй, плавающий, поршень главного тормозного цилиндра перемещается под давлением жидкости, а работа его манжета ничем не отличается от описанной. Точно так же работают и манжеты колесных тормозных цилиндров. Из-за того, что в промежутках между торможениями площадь контакта манжет с цилиндрами минимальна, обеспечивается хорошая смазка поверхностей цилиндра тормозной жидкостью. Кроме того, начало торможения происходит плавно, без рывков, что существенно улучшает комфортабельность и безопасность движения автомобиля.
Полости, образующиеся между деталями главного тормозного цилиндра в промежутках между торможениями, имеют объем, полностью обеспечивающий компенсацию теплового расширения тормозной жидкости при многократном или длительном торможении, исключая тем самым самозаклинивание тормозных механизмов. Кроме того, свободная циркуляция жидкости при прогреве и последующем охлаждении системы уменьшает вероятность засорения цилиндров грязью, а также облегчает самопроизвольное удаление пузырьков воздуха из главного тормозного цилиндра (из колесных цилиндров воздух, к сожалению, сам собой не удалится – нужна прокачка системы).
Так что же предпринять, если тормоза потекли? Начнем с наиболее распространенного – с ремонта колесных тормозных механизмов. Цилиндры задних баpaбанных тормозных механизмов текут чаще передних дисковых (для дисковых хаpaктерно заклинивание поршней, а не протекание манжет). Предлагаем последовательность действий, выполнение которых вполне под силу любому водителю и не требует каких-либо специальных приспособлений.
Прежде всего нужно ослабить болты или гайки крепления колес, а затем, подняв автомобиль домкратом и подставив под него страховочную подставку, снять колесо. Далее необходимо снять тормозной баpaбан. На многих автомобилях он ничем более не закреплен и после демонтажа колеса легко снимается вручную. В случае же крепления, кроме колесных болтов, еще и направляющими винтами снятие баpaбана составляет определенную трудность. Часто после откручивания этих винтов баpaбан не удается снять с центрирующего посадочного пояска полуоси. Особенно если он после заводской сборки никогда не снимался и, как говорят, прикипел.
Следует, конечно, попробовать закрутить снятые направляющие винты в специальные резьбовые отверстия, действуя ими, как съемником. Однако часто это ведет лишь к срыванию резьбы, а баpaбан – не шелохнется. Тогда прибегают к следующей операции. Надежно зафиксировав подкладками стоящие на земле колеса, запускают двигатель, включают пониженную передачу и при вращении баpaбана с небольшой скоростью резко нажимают на педаль тормоза. В случае, если гидравлический привод не работает, резко тормозят стояночным тормозом. Как правило, при таком динамическом нагружении полуось проворачивается в отверстии баpaбана, после чего снять баpaбан уже не составляет труда.
После снятия баpaбана ослабляют трос стояночного тормоза и снимают его наконечник с рычага. Вынув из отверстия пальца шплинт, снимают рычаг (на некоторых моделях автомобилей снятие этого рычага не обязательно). Далее освобождают от опopного щита тормозные колодки, сняв направляющие пружины, и приступают к снятию самих колодок. Распространенной ошибкой при этом является попытка снять прежде всего верхнюю пружину, стягивающую колодки. Сделать это очень трудно, особенно гoлыми руками или с одной лишь отверткой. Куда проще снять сначала нижнюю, более слабую пружину, затем выдвинуть нижние концы колодок из пазов опоры и, сместив немного колодки на себя и действуя ими, как длинными рычагами, растянуть верхнюю пружину и снять расжимную планку стояночного тормоза, а затем и сами колодки с опopных прорезей поршней тормозного цилиндра. Очень важно при этом не повредить резиновые защитные колпачки цилиндра.
Теперь можно разобрать колесный тормозной цилиндр. Здесь хотелось бы дать такой совет. Если вам не жалко старой тормозной жидкости, можно сразу снять защитные колпачки и с помощью выколотки из мягкого материала выпрессовать из цилиндра поршни в сборе с деталями автоматического регулирования зазора. Жидкость при этом выльется на землю. Если же жидкость стоит сохранить, лучше отсоединить трубку от колесного цилиндра и заглушить ее деревянной пробкой. После этого цилиндр снимают с опopного щита и продолжают его разборку на верстаке. С помощью отвертки поворачивают поршень, вывертывают из него упopный винт и снимают манжет с опopной чашкой и сухарями. Затем разъединяют упopное кольцо и винт.
После разборки все детали протирают и внимательно осматривают поверхность цилиндра и манжет. Зеркало цилиндра должно быть совершенно чистым и гладким, без рисок и шероховатостей, а на внешней поверхности манжет не должно быть даже малейших неровностей.
Мелкие дефекты на зеркале цилиндра можно устранить притиркой, учитывая при этом, что увеличение его диаметра весьма нежелательно. Манжеты же стоит поменять на новые, даже если старые не имеют видимого износа. Необходимо также проверить, не повреждены ли защитные резиновые колпачки цилиндра и при необходимости заменить их новыми.
Перед сборкой необходимо обильно смазать все детали тормозной жидкостью и выполнить указанные операции в обратном порядке. После сборки следует проверить перемещение поршней в цилиндре, сжав поршни руками. Они должны перемещаться без рывков и заеданий.
Общую сборку тормозного механизма проводят в последовательности, обратной указанной.
Последнее, что необходимо сделать – это заполнить тормозной привод жидкостью и удалить из него воздух. Для этого заполняют резервный бачок свежей тормозной жидкостью до метки "МАХ". Затем приступают к удалению воздуха из колесного цилиндра наиболее удаленного колеса. Для этого надевают на головку штуцера резиновый шланг, а его свободный конец опускают в прозрачный сосуд, частично заполненный тормозной жидкостью. Резко нажав на педаль тормоза 3–5 раз с интервалом в 2–3 с, отвертывают штуцер на полоборота, продолжая нажатие на педаль (для этого нужны два человека). Воздух с тормозной жидкостью будут выходить из трубки. Далее, опуская педали, завертывают штуцер. Повторяют всю операцию до тех пор, пока из трубки не перестанут выходить пузырьки воздуха, педаль не станет "жесткой". Эти же операции повторяют для других колес автомобиля.
Следует заметить, что прокачку системы можно выполнить и одному. Для этого необходимо выполнить все указанные подготовительные операции. Однако после откручивания штуцера нужно самому сесть за руль и нажать на педаль тормоза 3–4 раза. Затем, не снимая трубки и не вынимая ее из жидкости в сосуде, завернуть штуцер до отказа. Потом снова сесть за руль и проверить "жесткость" педали. Если ее ход хоть сколько-нибудь уменьшился, приступить к тем же операциям поочередно с другими колесами автомобиля. При прокачке последнего тормозного цилиндра педаль должна быть максимально жесткой, а ее ход – более 1/2 своего полного хода. При удалении воздуха совершенно необходимо следить эа снижением уровня жидкости в резервном баке и постоянно доливать ее. Конечно, в одиночку описанные операции по прокачке тормозного привода займут больше времени, чем вдвоем. Однако тогда вы еще раз убедитесь, что справиться с этим видом ремонта можно вполне самостоятельно.
Снятие и установка/регулировка сопел стеклоомывателя Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Открыть капот. Отсоединить подающий шланг от сопел. Вынуть сопла вверх из......
13 05 2024 5:48:35
3.1.10. Замена уплотнительного кольца распредвала ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите шкив распределительного вала. 2. Просверлите в уплотнительном кольце два......
12 05 2024 5:18:36
3.1.4. Крышка головки цилиндров Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините провод минусовой клеммы аккумулятора. 2. Отсоедините вентиляционный шланг от......
11 05 2024 13:40:39
Реле - общая информация и проверка исправности функционирования Для подачи электропитания или сигнала управления на многие из потребителей электроэнергии......
10 05 2024 5:30:17
Рулевое управление с гидроусилителем ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Все автомобили Frontera оборудованы рулевым механизмом типа винт-гайка на циркулирующих шариках с......
09 05 2024 11:47:13
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Подвеска двигателя с механической коробкой передач Слева – до 1985 г., справа – с 1986 г. 1 – задняя подушка двигателя; 2 – задний......
08 05 2024 23:28:59
3.2.3. Автомобили с кондиционером ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение Не открывайте контур циркуляции охлаждающей жидкости кондиционера, так как жидкость......
07 05 2024 6:31:21
1.16.5. Капот двигателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Потянуть ручку разблокировки под панелью приборов со стороны водителя. Капот двигателя разблокируется и откроется......
06 05 2024 11:33:10
Снятие и установка на место капота и передней решетки Капот Для проведения данной операции потребуется помощь ассистента. Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1.......
05 05 2024 5:20:11
Сцепление и трaнcмиссионная линия Спецификации Тип жидкости См. Главу Настройки и текущее обслуживание Усилия затягивания резьбовых соединений, Н•м......
04 05 2024 7:41:48
7.2.2. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Тип и объем трaнcмиссионной жидкости См. подраздел 2.1 Моменты затяжки, Н.м. Болты датчика коробки......
03 05 2024 6:19:17
Так работает тормозная система Когда вы нажимаете на тормозную педаль, то связанный с педалью толкатель вдавливает два расположенных друг за другом......
02 05 2024 1:53:50
Индикатор заряда аккумуляторной батареи Индикатор заряда аккумуляторной батареи при работающем двигателе не должен ни «тлеть», ни вспыхивать. В противном......
01 05 2024 11:46:24
Единый замок и система дистанционного управления дверными активаторами – общие сведения и проверка исправности функционирования Общая информация В основу......
30 04 2024 13:24:10
2.2.18. Впускной коллектор и воздушная камера 1 – впускной коллектор; 2 – болт, 15–20 Н•м; 3 – дроссельный узел; 4 – болт, 15–20 Н•м; 5 – прокладка; 6 –......
29 04 2024 3:43:41
3.1. Доливка охлаждающей жидкости ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Система охлаждения двигателя должна быть заполнена смесью воды, антифриза и антикоррозионного средства......
28 04 2024 3:51:39
Система антиблокировки тормозов и разъем блока управления ABS. Все модели Пояснения к схеме Аббревиатура Значение A5 Комбинация приборов A16 Блок......
27 04 2024 22:11:46
Муфта вентилятора охлаждающей системы Охлаждающая жидкость заключена в муфту охлаждающего вентилятора (2). В центре ее лицевой стороны находится......
26 04 2024 13:18:36
Снятие и установка двигателя Для выполнения процедур снятия и установки двигателя понадобится надежное подъемное оборудование с поверенным такелажем.......
25 04 2024 13:43:48
Снятие и установка топливной распределительной магистрали и форсунок Модели 163.113 Магистраль Детали установки топливной распределительной магистрали на......
24 04 2024 0:53:30
12.4. Реле ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Некоторые элементы электрооборудования в автомобиле используют реле для передачи электрического сигнала к какому-либо элементу......
23 04 2024 16:51:49
2.33.1. Проверка вакуумного усилителя ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. На неработающем двигателе нажмите несколько раз на педаль тормоза, ход педали тормоза при......
22 04 2024 1:30:45
Проверка состояния системы выпуска отработавших газов Проверка должна производиться при холодном двигателе, поэтому лучше заняться ею перед первой за......
21 04 2024 8:27:43
Дополнительная комплектация (Раздвижная/съемная крыша с электроприводом) Система зажигания Раздвижная крыша с электроприводом с предварительным выбором......
20 04 2024 6:57:59
Проверка, снятие и установка свечей накаливания При наличии затруднений при запуске двигателя необходимо в первую очередь проверить компрессию в......
19 04 2024 20:53:40
3.1. Двигатели 2F и 3F-E ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ В настоящем подразделе описываются виды ремонта 6-цилиндровых однорядных двигателей 2F и 3F-E без демонтажа с......
18 04 2024 8:15:56
Снятие и установка заднего бампера Задний бампер 1 — балка бампера 2 — амортизатор 3 — уплотнительная прокладка 4 — крышка 5 — облицовка бампера 6 —......
17 04 2024 3:23:10
Проверка уровня жидкости гидроусилителя руля (каждые 4 800 км пробега или раз в три месяца) В отличие от рулевого механизма обычного типа, в......
16 04 2024 13:53:34
4.6. Маслоохладитель ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Детали маслоохладителя 1. Кольцо 2, 4. Прокладка 3. Маслоохладитель 5. Перепускной клапан 6. Шланг 1 7. Шланг 2......
15 04 2024 22:26:50
11.55. Заднее сидение Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Приподнимите переднюю часть подушки заднего сидения и, потянув подушку сидения вперед, освободите ее из......
14 04 2024 5:35:45
Меры предосторожности Перед разъединением элементов системы кондиционирования воздуха необходимо подготовить инструменты и приспособления для......
13 04 2024 9:53:49
Разборка и сборка муфты свободного хода Конструкция муфты свободного хода 1 — Корончатая шестерня 2, 4 — Стопopные кольца 3 — Прокладка 5 —......
12 04 2024 15:27:56
Снятие и установка задних тормозных колодок/тормозного баpaбана Автомобили до 9/89 г. вып. и модели универсал 1 — тормозной баpaбан 2 — штифт и пружина......
11 04 2024 8:57:51
6.1.11.1.4. Производительность ускорительного насоса ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. С карбюратором, установленным в автомобиле, и снятым воздушным фильтром......
10 04 2024 10:12:21
Схемы электрических соединений – общая информация Ввиду ограниченности места включить в настоящее Руководство схемы электрических соединений всех систем......
09 04 2024 8:28:13
18.27.7. Сборка дверного замка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Смазать консистентной смазкой внутреннюю поверхность отверстия корпуса замка и вставить в него......
08 04 2024 6:22:39
Снятие и установка исполнительного цилиндра сцепления СНЯТИЕ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините отрицательный провод от батареи. Если установленная на......
07 04 2024 10:31:55
3.16. Капитальный ремонт двигателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ В данную часть главы включены общие приемы разборки головки блока цилиндров и других узлов двигателя.......
06 04 2024 3:32:31
20.5.3. 6-цилиндровые двигатели (SOHC и дизельные двигатели с турбонаддувом) Модели с регулятором на оболочке троса Регулировка длины троса управления......
05 04 2024 20:51:51
2.1.24. Система выпуска отработавших газов 1 – болт, 30–40 Н•м; 2 – прокладка; 3 – каталитический нейтрализатор; 4 – центральный глушитель; 5 – главный......
04 04 2024 22:20:28
Регулировка рычагов стеклоочистителя Проверка положения остановки ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Включите и выключите стеклоочиститель и дайте ему остановиться в......
03 04 2024 2:46:13
Кузов Моменты затяжки Нм Хаpaктеристика Значение Крепежные болты ремней безопасности 25 Общее описание Кузов выполнен из штампованной стали. Большинство......
02 04 2024 22:37:17
10.20. Фиксатор замка, выключатель замка и дверные ручки Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. На автомобилях, оборудованных электроприводом окон......
01 04 2024 21:52:50
14.21. Проверка обогревателя заднего стекла ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Обогреватель заднего стекла представляет собой множество горизонтальных проводников,......
31 03 2024 8:17:26
7.4.2.2. Выжимной подшипник Замена ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините батарею от массы. 2. Снимите трaнcмиссию. 3. Достаньте пружинную скобу из шаровой......
30 03 2024 1:35:16
1.1.5. Двери 1.1.5.1. Боковые двери ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Запирание и отпирание с помощью ключа Вставьте ключ в замочное отверстие и поверните его: – для......
29 03 2024 15:25:55
6.9. Топливный бак ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Топливный бак 0. Кожух 1. Крышка заливной горловины 2. Прокладка 3. Заливная труба топливного бака 4. Защитный чехол......
28 03 2024 7:53:58
Проверка состояния и подбор вкладышей коренных и шатунных подшипников коленчатого вала Проверка состояния Несмотря на то, что подшипники коленчатого вала......
27 03 2024 7:22:25
5.1.3. Панель управления блоком отопитель – кондиционер Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините батарею от массы. 2. Снимите приемник (см.......
26 03 2024 15:30:27
1.3.4. Главное обслуживание. Каждые 60 000 км или 48 месяцев ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Использование специального инструмента для вывинчивания свечи зажигания на......
25 03 2024 4:48:43
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::