Устройство, обслуживание, ремонт Mercedes С-класса W201 – 8.4.5. Три в одном – или как уберечь катализатор
8.4.5. Три в одном – или как уберечь катализатор
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Замена отказавшего катализатора обойдется недешево, поэтому хорошо бы заранее знать, какие проблемы с ним бывают, как обстоит дело с ними на рынке запчастей.
До недавнего времени мы знали о катализаторе только следующее: это такая штука, которая непонятно зачем нужна, непонятно как работает, что наш бензин ее "убивает", в общем – одни неприятности. Вырезать – и никаких проблем! Но постепенно мы начали привыкать к тому что катализатор – вещь все-таки небесполезная, по крайней мере мысли о "хирургическом вмешательстве" в выхлопную систему посещают все реже и все меньшее количество голов.
Весной, когда сотрудники ГАИ начинают "борьбу за чистоту воздуха", на нас сваливается еще одна проблема – нужно отрегулировать СО. Владельцы машин, оборудованных катализаторами, об этом даже не задумываются, а посты проверки СО проезжают без дрожи в коленках и боязни за свой кошелек. Правда, тот же кошелек может прилично "похудеть" по другой причине. Штрафы за превышение уровня СО покажутся копеечными по сравнению с расходами на покупку и замену катализатора, если он выйдет из строя. Поэтому совсем не вредно знать, как с ним обращаться, а для этого нужно сначала разобраться, как он устрон и как работает.
Как они работают?
При сгорании рабочей смеси образуется ряд вредных для здоровья человека продуктов сгорания, в частности, окись углерода (СО), различные углеводороды (СН) и окислы азота (NO). Хотя эти вещества и составляют всего 1% от общего выхлопа (остальное – это азот, двуокись углерода и водяной пар), они очень вредны и требуют нейтрализации. Существует несколько способов борьбы с вредными выхлопами – например, обеднение смеси, на которой работает двигатель или рециркуляция выхлопа – но ни один из них не сравнится по эффективности с каталитическим нейтрализатором.
Как говорят специалисты, каталитический нейтрализатор – это простое устройство, в котором происходит сложный химический процесс. "Внутри корпуса из нержавеющей стали находится керамический или металлический "кирпич", имеющий сотовую структуру. У этого монолита огромная площадь поверхности, причем вся она покрыта тончайшим слоем специального сплава – собственно катализатора, содержащего платину, родий и палладий. Именно эти драгоценные металлы отвечают за чудесные свойства катализатора, они же определяют его высокую стоимость".
Выхлопные газы "омывают" поверхность монолита, и, когда температура достигает "критического" значения 270° С, начинается каталитическая реакция. Окись углерода превращается в двуокись (углекислый газ), углеводороды превращаются в воду и опять же двуокись углерода, а окислы азота превращаются в воду и азот. Все это для окружающей среды менее вредно.
Каталитические нейтрализаторы способны довольно эффективно снижать токсичность выхлопа, при этом они не влияют на потрeбление топлива и мощность двигателя. При наличии катализатора слегка возрастает обратное давление выхлопа, от чего двигатель теряет 2–3 л.с., но это, пpaктически, вся "плата" за очистку выхлопа. Однако, установка каталитического нейтрализатора – не идеальное решение. Теоретически, он должен служить бесконечно, так как вышеупомянутые драгметаллы служат лишь катализатором, который при химической реакции, как известно, не расходуется. На пpaктике же жизнь катализатора имеет свой предел…
Что их губит?
Отказ каталитического нейтрализатора может произойти по нескольким причинам, хотя, обычно, это процесс постепенный, уловить который без специального оборудования невозможно.
"Сердцевина" большинства катализаторов изготовлена из керамики – материала, известного своей хрупкостью. Автомобиль может на скорости попасть в выбоину, удариться обо что-то или даже просто "чиркнуть" корпусом катализатора по камню, и от этого каталитический "кирпич" может треснуть. После этого потеря "сердцевиной" своих рабочих качеств – дело времени.
Конверторы нового поколения, содержащие металлический монолит, не столь уязвимы по этой части. Разбить их, конечно, можно, но, во всяком случае, не так просто.
Враги катализатора
Кроме физического разрушения существует еще одна частая причина выхода из строя катализатора. Топливо. Он чрезвычайно чувствителен к составу топлива. Если бензин этилированный, то тетраэтил свинца, содержащийся в нем, откладывается на активной поверхности каталитического "кирпича" и быстро "засаливает" ее, от чего всякие реакции прекращаются. Уж, кажется, на заправках и наконечники шлангов стали ставить разного размера, и раздаточные колонки красят в разные цвета, и пишут об этом на каждом углу, а все равно потребители иногда путают и заливают не тот бензин. А ведь достаточно "сжечь" полбака такого бензина, и катализатор погибнет безвозвратно.
Но не только этилированный бензин – враг катализатора. Катализатор можно погубить и неэтилированным, если неисправна система управления двигателем, неполностью сгорает смесь или двигатель сильно изношен.
Тройные каталитические нейтрализаторы ("тройные" потому, что катализатором служит совокупность трех драгоценных металлов) устанавливают только на те машины, двигатели которых оборудованы замкнутой системой контроля выхлопа. Перед катализатором установлен кислородный датчик, который отслеживает состав выхлопа и передает эти данные в центральный процессор. В зависимости от содержания кислорода в выхлопе, БЭУ регулирует состав горючей смеси и зажигание так, чтобы поддерживались их оптимальные значения. Это служит главной защитой для катализатора, а также обеспечивает экономию топлива и эффективность работы двигателя. Катализатор не переносит больших отклонений в составе рабочей смеси. Плохо отрегулированный двигатель с повышенным содержанием углеводородов в выхлопе просто гробят катализатор. Если же смесь слишком бедная, это может вызвать резкий перегрев катализатора, от чего снова пострадает монолит, только уже "физически". Таким образом, "жизнь" катализатора зависит от исправности системы управления двигателем.
Многое зависит и от исправности самого кислородного датчика. С "возрастом" он становится "ленивым" или совсем выходит из строя, что сказывается на составе смеси и, соответственно, на исправности катализатора.
Испортить катализатор может и выхлоп сильно изношенного двигателя, сжигающего масло. Оно, попадая вместе с выхлопом в катализатор, "запекается" на поверхности монолита, подобно лаку, и не дает катализатору работать.
Есть и другие вредные факторы. Например – свечи. Неподходящие свечи не будут давать полного сгорания, что может вызвать в катализаторе губительную реакцию расплавления".
Будьте очень осторожны в применении присадок к бензину или маслу. Большинство об этом не задумывается, а ведь присадки тоже могут вредно воздействовать на катализатор. Если на продукте не написано: "совместим с катализатором", лучше не рискуйте.
Еще один опасный случай – запуск двигателя буксировкой. При этом может происходить попадание в катализатор просто чистого бензина. Это, во-первых, отравляет катализатор, но также может вызвать мгновенную реакцию и даже взрыв. Смотрите также, куда едете – старайтесь не попадать в глубокие лужи. Рабочая температура катализатора составляет порядка 900° С. Внезапное попадание его в воду может быть фатальным.
В целом, замечено, что на срок службы катализатора влияют условия эксплуатации. Больше страдают катализаторы на машинах, эксплуатируемых в городских условиях, когда двигатель часто заводят. С другой стороны, при длительной высокоскоростной езде по магистралям катализатор также портится от того, что перегревается.
Наконец, вы поступите разумно, если станете регулярно осматривать всю систему выхлопа. Если сломаны кронштейны или отвалились резиновые подвески, выхлопная труба будет вибрировать, передавая на катализатор ненужные нагрузки.
3.2.16. Масляный поддон (Х 16 XEL) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Места крепления масляного поддона к коробке передач 1 – болты, крепящие поддон к коробке передач Поддон......
07 05 2024 10:28:34
Тормозной суппорт Передние колеса Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите передние колеса. 2. Отсоедините тормозной шланг 51 от тормозной трубки 5 и затем......
06 05 2024 2:30:28
14.16. Двигатель, соединительный механизм стеклоочистителя ветрового стекла Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите рычаги стеклоочистителей. 2. Снимите......
05 05 2024 22:54:21
7.10. Электромагнитный привод передней ведущей оси (ADD-система) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Узлы электромагнитного привода передней ведущей оси 1. Контрольная лампа......
04 05 2024 13:17:25
18.16. Проверка ротора ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Омметром проверьте проводимость между щетками коллектора и ротором. При наличии проводимости, замените......
03 05 2024 3:28:58
2.10. Cборка двигателя ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Перед сборкой очистите все детали двигателя. 2. Перед сборкой деталей нанесите тонкий слой чистого моторного......
02 05 2024 20:47:21
12.11. Момент впрыска топливного насоса высокого давления ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Для того, чтобы топливный насос подавал топливо в каждый цилиндр в требуемый......
01 05 2024 13:17:37
Обозначения на электрических схемах ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 1 – № реле Обозначает место реле на плате реле. 2 – обозначение реле/прибора управления на плате реле......
30 04 2024 14:10:37
Компрессор кондиционера Элементы компрессора кондиционера 1 – компрессор с муфтой 2 – компрессор 3 – цилиндр и вал 4 – передний цилиндр 5 – задний......
29 04 2024 5:36:21
13.9. Система зарядки ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Если контрольная лампа зарядки аккумулятора не горит при включении зажигания, проверьте подключение проводов к......
28 04 2024 7:54:16
Обслуживание петель и замков автомобиля Через каждые 5000 км (3000 миль) пробега, или раз в три месяца петли и сборки замковых защелок дверей, капота и......
27 04 2024 4:27:55
Снятие, установка и регулировка датчика положения распределительного вала (CMP) Снятие Детали установки датчика CMP 1 — Уплотнительное кольцо 2 —......
26 04 2024 6:26:20
12.1. Технические хаpaктеристики ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Моменты затяжки резьбовых соединений, Н.м. Капот: – крепежные болты петель 21 – шарнирный болт 15 –......
25 04 2024 2:46:28
Проверка клапана распределения тормозного усилия ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Установите специальный манометр на штуцер прокачки суппорта заднего тормозного......
24 04 2024 11:41:53
11.23. Замок задней двери и баpaбан замка (модели Ford Probe) Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Замок 1. Открутите крепежные винты и снимите заклепки......
23 04 2024 13:58:38
2.6. Проверка уровня жидкости системы гидроусиления рулевого управления ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Бачок гидравлической жидкости расположен в переднем правом углу......
22 04 2024 23:13:10
10.10. Стойка подвески (задней) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Правильное положение опоры при сборке стойки задней подвески Установите опору стойки так, чтобы ее плоская......
21 04 2024 13:26:28
Мультимарочный сканер — особенности и предназначение прибора. Каким бывает оборудование для диагностики автомобилей по своим конструктивным особенностям. Как правильно выбрать сканер исходя из его функционала...
20 04 2024 0:20:43
Замена тормозной жидкости, прокачка тормозной системы Общие сведения Тормозная жидкость имеет свойство впитывать влагу, вследствие чего со времени точка......
19 04 2024 14:45:14
16.2. Общее описание ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Задняя подвеска 1. КОЛПАК 2. ГАЙКА ВЕРХНЕЙ ОПОРЫ АМОРТИЗАТОРА 3. ШАЙБА 4. РЕЗИНОВАЯ ШАЙБА 5. РЕЗИНОВАЯ ШАЙБА 6. ШАЙБА......
18 04 2024 17:32:59
Автоматическая трaнcмиссия Общая информация и принципы функционирования Схема расположения трaнcмиссии в двигательном отсеке 1 — Реактивная штанга......
17 04 2024 5:33:16
Разборка привода ГРМ, - снятие, проверка состояния и установка компонентов Разборка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите ремень привода генератора (см. Главу......
16 04 2024 9:56:34
14.19. Задний датчик частоты вращения колеса Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Измерьте сопротивление датчика частоты вращения колеса. Сопротивление:......
15 04 2024 13:51:33
2.17. Переднее уплотнение коленчатого вала ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Монтаж переднего уплотнения коленчатого вала 137. МАСЛЯНЫЙ НАСОС Снять или отсоединить ПОРЯДОК......
14 04 2024 6:29:46
2.6. Моменты затяжки ответственных резьбовых соединений ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Четырехцилиндровые двигатели Болты крепления головки блока цилиндров: – 1-й этап......
13 04 2024 18:20:38
18.47. Панели и оборудование салона 18.47.1. Поддерживающая рукоятка ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Поддерживающая рукоятка 1. ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ РУКОЯТКА 2. ДЕРЖАТЕЛЬ 3.......
12 04 2024 20:15:35
Проверка запаздывания Этот тест проверяет состояние сцепления, тормоза заднего хода и давление жидкости. «Запаздывание» означает промежуток времени с......
11 04 2024 8:52:36
5.4.2. Распределительный топливный трубопровод ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Распределительный топливный трубопровод в сборе (двигатель 1,5 л SOHC) 1. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ......
10 04 2024 14:22:55
3.4.20. Радиатор ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Радиатор (двигатели 2,0 л, 2,6 л и дизель) 1. Воздухоотвод 2. Пробка заливной горловины 3. Сливная пробка 4. Перепускной......
09 04 2024 9:15:14
Жидкость для АКПП Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Осмотрите корпус КПП на признаки утечек масла. Устраните утечки, если они есть. Проверьте, что автомобиль......
08 04 2024 23:45:35
3.4.8. Указания по обслуживанию и ремонту двигателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Об общем износе узлов и агрегатов двигателя свидетельствуют снижение мощности, а также......
07 04 2024 17:43:55
8.8.5. Блок клапанов ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Блок клапанов можно снять, не снимая коробку передач с автомобиля. Замените блок клапанов, если он загрязнен или......
06 04 2024 8:42:46
Спецификации Общие параметры Хаpaктеристика Значение Педаль ножного тормоза Свободный ход, мм Civic 1.6 4.8 Integra 1.6 5.2 Высота, мм Модели с РКПП......
05 04 2024 2:33:55
8.2.4. Катушка зажигания ДВИГАТЕЛЬ ADR ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите кожух. 2. Надавите на разъем подключения катушки и отсоедините его. 3. Открутите......
04 04 2024 19:50:29
6.3.6. Снятие и установка клапанных форсунок ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ СИСТЕМА ВПРЫСКА MPI / MPFI Система впрыска MPI 1. Возвратный топливопровод 2. Болт, 10 Нм 3.......
03 04 2024 15:34:23
13.2.7. Модели с 4-цилиндровым двигателем 1998 г. выпуска ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 6. Продувочный клапан 8. Воздушный клапан системы холостого хода 9. Перепускной......
02 04 2024 18:34:11
5.2.2. Радиатор Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоединить отрицательный провод с аккумулятора. 2. При наличии отсоединить разъем от датчика уровня......
01 04 2024 6:11:11
Проверка состояния компонентов шатунно-поршневой группы П О Р Я Д О К В Ы П О Л Н Е Н И Я 1. Предварительно шатунно-поршневые сборки должны быть тщательно очищены.......
31 03 2024 10:26:51
2.11. Проверка компрессии ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Проверка компрессии позволяет сделать заключение о состоянии двигателя. По результатам проверки можно установить......
30 03 2024 15:48:13
5.1.7. Трос привода дроссельной заслонки Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отцепите трос от тяги заслонки. 2. Отверните гайки крепления оболочки троса и......
29 03 2024 5:35:35
10.3.5.1. Датчики скорости вращения задних колес Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1) снимите болт крепления (указан стрелкой) и достаньте датчик скорости 2)......
28 03 2024 10:51:49
3.3.3. Проверка компрессии ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Результаты проверки компрессии в цилиндрах двигателя позволяют судить о состоянии деталей двигателя (поршней,......
27 03 2024 1:11:18
14.1.24. Зеркала заднего вида с электроприводом ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Расположение контактов на электрическом разъеме переключателя регулировки положения......
26 03 2024 5:14:32
Обслуживание очистителя заднего стекла Снятие и установка щетки и рабочего элемента Процедуры аналогичны описанным для очистителей ветрового стекла (см.......
25 03 2024 17:21:10
Снятие и установка панели приборов Детали установки панели приборов на моделях Mirage по 1992 г. вып. (1 из 2) 1 — Пепельница 2 — Центральная отделочная......
24 03 2024 0:16:35
Проверка состояния и замена датчика расхода топлива См. предупреждения в начале Сбрасывание давления в системе питания . ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите......
23 03 2024 12:30:56
У многих автолюбителей, решивших купить элитный автомобиль, возникает вопрос, что выбрать: Mercedes или BMW. Обе марки всемирно известны, обе славятся своим качеством. Рассмотрим особенности этих брендов....
22 03 2024 2:33:12
Автоматическая 4-ступенчатая трaнcмиссия Спецификации Общая информация Тип 4-ступенчатая, с электронным управлением и возможностью выбора трех режимов......
21 03 2024 11:27:16
Система впрыска - общая информация ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Автомобили оборудуются следующими системами впрыска. Двигатель 2.0 л с восемью клапанами (OHC) оснащен......
20 03 2024 1:12:40
4.9. Система обогрева и вентиляции ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Система обогрева и вентиляции состоит из вентилятора, размещенного под панелью, сопел вентиляции,......
19 03 2024 22:22:15
Еще:
Авто -1 :: Авто -2 :: Авто -3 :: Авто -4 :: Авто -5 :: Авто -6 :: Авто -7 :: Авто -8 :: Авто -9 :: Авто -10 :: Авто -11 :: Авто -12 :: Авто -13 :: Авто -14 :: Авто -15 :: Авто -16 :: Авто -17 :: Авто -18 :: Авто -19 :: Авто -20 :: Авто -21 :: Авто -22 :: Авто -23 :: Авто -24 :: Авто -25 :: Авто -26 :: Авто -27 :: Авто -28 :: Авто -29 :: Авто -30 :: Авто -31 :: Авто -32 :: Авто -33 :: Авто -34 :: Авто -35 :: Авто -36 :: Авто -37 :: Авто -38 :: Авто -39 :: Авто -40 :: Авто -41 :: Авто -42 :: Авто -43 :: Авто -44 :: Авто -45 :: Авто -46 :: Авто -47 :: Авто -48 :: Авто -49 :: Авто -50 :: Авто -51 :: Авто -52 :: Авто -53 :: Авто -54 :: Авто -55 :: Авто -56 :: Авто -57 :: Авто -58 :: Авто -59 :: Авто -60 :: Авто -61 :: Авто -62 :: Авто -63 :: Авто -64 :: Авто -65 :: Авто -66 :: Авто -67 :: Авто -68 :: Авто -69 :: Авто -70 :: Авто -71 :: Авто -72 :: Авто -73 :: Авто -74 :: Авто -75 :: Авто -76 :: Авто -77 :: Авто -78 :: Авто -79 :: Авто -80 :: Авто -81 :: Авто -82 :: Авто -83 :: Авто -84 :: Авто -85 :: Авто -86 :: Авто -87 :: Авто -88 :: Авто -89 :: Авто -90 :: Авто -91 :: Авто -92 :: Авто -93 :: Авто -94 :: Авто -95 :: Авто -96 :: Авто -97 :: Авто -98 ::